Пе-2, экипаж Царькова

В одной из предыдущих своих книг я рассказывал историю установления имен экипажа и обстоятельств катастрофы самолета Пе-2, разбившегося в горах у пос. Вардане под Сочи летом 1942 года. Ну а этот поиск, начался несколько лет назад. О первом выезде, на наших страницах был опубликован материал “Экспедиция в Тубы”.

В 2012 году, при участии поисковиков «Кубанского плацдарма» удалось пролить свет на события 70-летней давности. Тогда, 21 июня 1942 года, при катастрофе самолета погиб стрелок-бомбардир младший лейтенант Пирогов. Двум другим членам экипажа: пилоту мл. л-ту Царькову и ст. с-ту Крылову удалось выжить, выбросившись с парашютами.

Спустя 5 лет, в конце августа 2017 года, поисковиками Сочинской группы «Кубанского плацдарма» было обследовано место падения советского самолета разбившегося у подножия одной из вершин Главного Кавказского хребта.
Установленная нами картина катастрофы позволяла предположить, что падая, самолет зацепился за вершины деревьев и начал разваливаться на части. Одно крыло с мотором почти сразу рухнуло на землю и загорелось, второе вместе с фюзеляжем, засыпая по дороге лес обломками, до столкновения с землей пролетело еще 250 метров.

Предыдущий опыт работы позволил без труда установить тип самолета Пе-2 и выявить среди груды искореженного металла те фрагменты, на которых был найден заводской номер одного из моторов М-105Р В12-225.
Согласно документов учета самолетно-моторного парка в частях ВВС ЧФ, самолет Пе-2 № 933908 с моторами М-105Р №№ В12-225 и 135-1518 из состава 40 АП ЧФ не вернулся с боевого задания 06.10.1942 г. из района Хадыженская.
И вот тут судьба снова свела нас с обстоятельствами катастрофы самолета Пе-2 у пос. Вардане. В экипаже вновь найденной погибшей «пешки» были все те же мл. л-т Царьков и ст. с-т Крылов. Только теперь 06.10.42 г. , вместо погибшего 21.06.42 г. мл. л-та Пирогова, стрелком-бомбардиром в их экипаже был л-т Гусаров.

Поскольку, отрабатывая место падения найденного самолета, мы стараемся не только установить обстоятельства его гибели, но и дальнейшую судьбу членов экипажа, в том случае, если им удалось выжить, то еще в 2012 году мы знали, что Царьков и Крылов, выжившие 21.06.1942 г., погибнут 06.10.1942 г., и лишь штурман Гусаров останется жив.
Его и командира экипажа Царькова, спускающихся на парашютах, немецкие пилоты из состава 6./JG 52 Fw. Schulz и Hptm. Rudolf Resch будут расстреливать в воздухе. Еще в самолете Гусаров получит ожоги рук и лица 3 степени и все же ему повезет и по нему немцы промахнуться, зато они попадут в Царькова.
В этом бою «мессеры» собьют сразу два Пе-2. Из экипажа второй «пешки» выживут двое. Они вместе с Гусаровым будут на парашюте через горы нести раненного командира в госпиталь в пос. Тубы, и донесут, но уже там от полученных ран Царьков скончается.
Старший сержант Крылов Иван Семенович, 1920 г.р., уроженец Калининской области, погибнет еще в воздухе и сгорит вместе с самолетом. Его ферментированные останки были найдены при обследовании места падения. В будущем нам предстоит провести полноценную экспедицию на место падения, собрать все останки ст. с-та Крылова и с почестями предать их земле.
Лейтенанту Гусарову Леониду Александровичу будет суждено пережить войну. В ноябре 1944 года он будет награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе листе так описаны события 06.10.1942 г.:
«…Совершил 47 боевых вылетов на бомбоудары по войскам и коммуникациям противника. Летал в составе экипажа: летчик мл. л-т Царьков, воздушный стрелок-радист ст. с-т Крылов. В результате боевых действий ими уничтожено: 1 мост, 1 баржа, 1 ж.д. Эшелон, 5 понтонов, 4 пакгауза, 9 автомашин, 8 нефтебаков, 1 склад с боеприпасами, разрушено одно ж.д. полотно, вызвано 2 пожара и 1 взрыв. Летя на боевое задание 06.10.1942 г. самолет в бою над Туапсе был подожжен самолетом противника, не смотря на то, что грозила опасность личной жизни экипажа, на горящем самолете отбомбились и после того покинули горящий самолет. Летчик и стрелок погибли, тов. Гусаров получил ожоги рук и лица 3 степени…».
На месте военного госпиталя в Тубах сейчас стоит памятник, но на мемориальной плите нет имени мл. л-та Царькова, что безусловно не справедливо по отношению к памяти этого человека. Надеюсь, что нам удастся добиться увековечения его имени и скорее всего делать мы это будем вместе с его дочерью.
Галина Максимовна Проценко (Царькова) живет в Краснодаре. Уже на следующий день после обследования места падения самолета, мы встретились с ней. Галина Максимовна бережно хранит память о своем отце, который погиб, когда ей был всего годик.

В семейном архиве собраны многочисленные фото Максима Гордеевича, письма с фронта и его похоронка. На одной из фотографий, сделанной в сентябре 1942 года в Сочи, запечатлен весь экипаж «пешки» Царьков, Крылов и Гусаров, молодые, красивые, живые…

Евгений Порфирьев, “Кубанский плацдарм”

0

Добавить комментарий