Пе-2 134 БАП. Экипаж Шванеева

В конце августа 2017 года, спустя 4 месяца после подъема Пе-2 экипажа Коваля на окраине села Молдаваноского, работая на месте падения очередного советского самолета, мы испытали так называемое чувство «дежавю».

Это был снова пикирующий бомбардировщик Пе-2, который снова входил в состав 134 БАП, снова был сбит истребителями противника в мае 1943 года и снова заявку на него подал пилот 5./JG52 Uffz. Schicketanz Otto.
Даже истории обнаружения мест падения самолетов были очень похожи. Как и в случае с экипажем Коваля, история про упавший на окраине хутора Нечаевского Абинского района советский двух моторный самолет, была рассказана старожилами.

С их слов, самолет горящим падал с северо-запада. Все трое членов экипажа сумели выброситься на парашютах и остались живы. Последним прыгал пилот, он до последнего управлял самолетом чтобы предотвратить его столкновение с жилыми домами.
Хутор Нечаевский расположен прямо на берегу реки Кубань и один из членов экипажа приземлился на парашюте прямо в реку. Местные жители вытянули его из воды за стропы. Еще у одного из членов экипажа, по воспоминаниям старожилов, были обожжены лицо и руки.

Менее чем через час на место падения прибыл автомобиль с военными. Они забрали летчиков и осмотрели обломки самолета. В послевоенные годы местные мальчишки пытались копать воронку в поисках патронов. Один из них, 26 августа 2017 года принимал участие в проведении нашей экспедиции по подъему «пешки».
Для начала при помощи глубинного поискового оборудования было локализовано место падения. Затем участники экспедиции заложили пробные шурфы, и когда убедились, что попали « в точку», то привлекли к проведению работ тяжелую технику.

Обломки самолета залегали на глубине около 6 метров. Искореженные элементы дюралевых конструкций обшивки крыльев и фюзеляжа, стойки шасси, моторы, все превратилось в бесформенную плотно прессованную массу.
Вскрытие кабины подтвердило историю, рассказанную местными жителями: никаких признаков гибели экипажа обнаружено не было. Залегавшие на большой глубине в глине, законсервированные собственным бензином, маслом и прочими техническими жидкостями конструкции самолета, в том числе моторы, прекрасно сохранились. Нам не составило никакого труда определить номера моторов, они были продублированы во многих местах. Прекрасно сохранились даже надписи сделанные карандашом.

Достаточно было прочесть номера на первом моторе ПФ32-568, чтобы установить имена членов экипажа их судьбу и обстоятельства гибели самолета.
Самолет Пе-2 № 05/189 с моторами №№ 31-360 и 32-568 был выпущен на заводе № 22 в Казани в конце апреля 1943 года. Приказом по 134 БАП от 18.05.1943 г. самолет Пе-2 № 05/189 зачислен в состав части. Самолет Пе-2 № 05/189 списан по документам 134 БАП как потерянный при боевой работе 31.05.1943 года.

Из Оперативной сводки № 40 штаба 285 БАД за 31.05.1943 г. к 21:00, хут. Буряковский, карта 500000:
«…3. 134 БАП двумя группами по 9 Пе-2 с горизонтального полета по ведущему в звене (первая в 10:30 с высоты 3350 м, вторая в 15:12 с высоты 2500 метров) бомбардировал живую силу и артиллерию на огневых позициях в восточной части Молдавановское и цель № 4 в 500 метрах северо-восточнее Молдавановское.
Сброшено 120 ФАБ-100 и 2 АО-25. Израсходовано патрон БС 970 шт., ШКАС 480 шт. Задание выполнено. Бомбы легли по цели. Отмечено два больших взрыва и возникло два очага пожара. Предположительно уничтожено 2-4 артиллерийских орудия . Из района Арнаутский, Молдавановское обстреляны ЗА от 6 до 15 разрывов одновременно. Разрывы ложились вокруг строя и в середине строя групп.
Вторая группа при подходе к цели в районе Крымская атакована 4 Ме-109. Атаки производились со всех сторон. Истребители сопровождения, отражая атаки истребителей противника, против бомбардировщиков, продолжали полет вместе с бомбардировщиками к цели. После сбрасывания бомб одному Ме-109 удалось зажечь Пе-2 пилота мл. л-та Шванева. Экипаж в составе: пилота мл. л-та Шванева, стрелка-бомбардира мл. л-та Титарева и стрелка-радиста ст. с-та Правдина, в районе 2 км северо восточнее Крымская выбросились на парашютах».

В результате проведенной архивной работы было установлено, что в 14:09 по берлинскому времени (15:09 по московскому) в квадрате 86752 (именно тот квадрат, в котором было найдено место падения), пилот 5./JG 52 Uffz. Otto Schicketanz заявил сбитый им на высоте 2100 метров самолет Пe-2.
Всего за годы войны Otto Schicketanz сбил 15 самолетов, в том числе 2 Пе-2 и обоих мы нашли.

Что же касается экипажа мл. л-та Шванева, то им предстояло пройти нелегкий боевой путь и не всем суждено было дожить до Победы. 15.09.1943 г. самолет Пе-2 № 07/189 в составе экипажа мл. л-т Шванев Иван Никитович, 1920 г.р.; мл. л-т Титарев Тимофей Иосифович, 1921 г.р и ст. с-т Правдин Карл Павлович, 1920 г.р., был сбит истребителями противника и совершил вынужденную посадку на своем аэродроме. При этом командир экипажа мл. л-т Шванев был ранен в голову и глаз, а стрелок-бомбардир мл. л-т Титарев ранен в голову.
А еще раньше, 26.05.1943 г., этот же экипаж на самолете Пе-2 № 08/125, будучи подбит при выполнении боевого задания, совершил вынужденную посадку на фюзеляж на своей территории.

В дальнейшем судьба разбросала их по разным экипажам. Правдин Карл Павлович сгорел в самолете над целью со всем экипажем в районе деревни Старицы при освобождении Белоруссии 26.06.1944 г.
За подвиги, совершенные в годы войны все трое летчиков были награждены орденами и медалями. В частности мл. л-т Шванев орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» 2 степени, мл. л-т Титарев медалью «За отвагу» и орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» 1 степени, а ст. с-т Правдин медалью «За отвагу».
В наградных листах экипажа так описывается их участие в боях на Кубани:
«… Участвуя в боях на Северо-Кавказском фронте в период с 26 по 31 мая 1943 года экипаж произвел 6 успешных боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, где проявлял мужество и отвагу в отражении атак истребителей противника. За этот период, в групповом огне совместно с товарищами, сбил три самолета противника типа Ме-109. 27 мая 1943 г. при сильном огне ЗА и атаках 4-х истребителей противника,бомбили в составе 9-ки артиллерийские позиции в районе ст. Киевская. Задание было выполнено. В результате точного бомбардирования, было уничтожено 7 танков, до 2-х взводов пехоты, сбит 1 Ме-109. Результате бомбардирования зафотографированы…».

Из информации размещенной в открытом доступе в сети Интернет, нам стало известно, что командир экипажа Шванев Иван Никитович после войны проживал в Краснодарском крае по адресу: г. Армавир, ул. Коммунистическая, 133. Уже на следующий день нам удалось связаться с дочерью летчика. К сожалению сам Иван Никитович ушел из жизни еще в 2004 году, но в семье сохранилась видео запись его воспоминаний о войне, сделанная журналистом Армавирского телевидения еще в 1995 году, в которой он среди прочего рассказывает о том самом боевом вылете 31 мая 1943 года, когда из самолет был сбит истребителями противника.

А лично для меня эта экспедиция была памятна еще тем, что в ней впервые принял участие мой 4-х летний сын Виктор. Так сложилось, что экспедиция проходила в последнюю субботу августа 2017 года, а ровно 32 года назад, в последнюю субботу августа 1985 года, состоялась моя первая в жизни поисковая экспедиция, тогда еще в составе клуба Красных следопытов Североморского дома пионеров Мурманской области. Вот такая получилась преемственность поколений.

Евгений Порфирьев, “Кубанский плацдарм”

1

Добавить комментарий