Осенью 2017 года нам пришлось еще раз погрузиться в изучение боевой работы 18 ШАП Черноморского флота. На участке с. Молдаванское — пос. Саук-Дере Крымского района весной-летом 1943 года было сбито такое количество наших штурмовиков, что без преувеличения можно сказать, что это территория с наибольшей плотностью мест падения Ил-2 на всем пространстве боевых действий от Баренцева до Черного моря.
При таких обстоятельствах практически невозможно привязать самолет к экипажу без установления номеров самолета или мотора. Но, всегда есть исключения из правил.
Экспедиция, проведенная нами в ноябре 2017 года стала именно таким случаем. Примерно в 800 метрах восточнее хутора Новокрымский (в годы войны Греческий) было обнаружено место падения Ил-2 и фрагментированные останки пилота.
Самолет упал практически на дорогу Греческий — Нижний Дессерим, в связи с чем в послевоенные годы, а возможно еще во время войны, обломки боевой машины были вывезены с места падения.
Минимальное количество мелких фрагментов, сохранившихся до наших дней, не оставляло надежд на установление имени летчика. И все же, в результате кропотливой работы на месте падения, знаний нюансов истории авиастроения и помощи коллег-поисковиков, удалось докопаться до истины. Множество косвенных свидетельств позволили сформировать полную картину последнего боя и вернуть имя пилоту.
Во-первых, на месте падения на фрагментах дюралевой обшивки были обнаружены в большом количестве технологические клейма 18-го завода НКАП СССР.
Во-вторых, по остаткам боекомплекта 20-мм пушек ШВАК и 7.62-мм пулеметов ШКАС, при полном отсутствии боеприпасов 12.7-мм пулемета УБ, был сделан вывод, что самолет одноместный и произведен не позднее лета 1941 года. Все дело в том, что такое сочетание вооружения характерно для самолетов Ил-2, произведенных на заводе № 18 до 20-й серии включительно. Начиная с 21-й серии на штурмовики взамен 20-мм пушек ШВАК ставилось более мощное вооружение, а именно пушки ВЯ-23. Именно такое сочетание вооружение было уже ранее найдено нами во время работы на месте падения самолета ст. л-та Попандопуло.
В-третьих, одна часть 20-мм боекомплекта, обнаруженного на месте падения, была произведена в 1940 году на заводе № 187, а другая на заводе № 153 в 1941 году. Ранние года производства и разные заводы производители в наших местах характерны для потерь осени 1942 года. На местах падения самолетов, сбитых в 1943 году, в подавляющем большинстве случаев, нам удавалось находить боекомплект 1942 года выпуска и как правило произведенного на одном заводе. Скорее всего это связано с хорошей плановой организаций боепитания частей ВВС, освобождавших Кубань в 1943 году, в отличии от ситуации отступления лета 1942 года, когда в самолеты загружали те боеприпасы, которые удавалось найти на различных складах, различной подчиненности и получавших боеприпасы в различные, в том числе довоенные, периоды времени.
Кроме того, среди обломков был найден фрагмент стопорного кольца двигателя, на котором была выбита первая буква номера двигателя «Ш», указывающая на его тип АМ-38Ш. Именно такие моторы устанавливались на ранние одноместные самолеты Ил-2. На более поздних модификациях, пошедших в серию с осени 1942 года, устанавливался более мощный мотор АМ-38Ф.
Как уже я писал ранее, с августа по декабрь 1942 года, в небе над Таманским полуостровом сражались самолеты Ил-2 только МАГ НОР, а потери нес только 18 ШАП ВВС ЧФ. Таким образом, установив период гибели самолета и пилота, мы уже сузили круг поиска до минимума. Окончательно все сомнения были развеяны находкой в бруствере воронки, рядом с фрагментированными останками летчика, пуговицы с якорем.
Теперь не оставалось никаких сомнений, что все это время мы работали на месте падения Ил-2 из состава 18 ШАП, потерянного при боевой работе в 1942 году. Среди всех Ил-2 18 ШАП не вернувшихся с боевых заданий с пилотами, по месту падения подходит только один.
Из Журнала боевой работы в частях ВВС ЧФ за 1942 год:
«28.08.1942 г. при штурмовке войск противника был сбит огнем ЗА и упал в районе хутора Греческий самолет Ил-2 № 1861419 18 ШАП. Самолет разит. Пилот сержант Крылов погиб».
Из списка безвозвратных потерь в частях ЧФ за 1942 год:
«… 305. Крылов Владимир Михайлович, пилот 1 АЭ 18 ШАП, сержант, 1921 г.р., уроженец г. Москва, член ВЛКСМ с 1938 года, не вернулся с боевого задания 28.08.1942 г., холост, мать — Крылова Евдокия Константиновна…».
Из Журнала учета самолетно-моторного парка ВВС ЧФ за 1942 год:
«…Ил-2. … 2. № 1861419, мотор АМ-38Ш № Ш287561 не вернулся с боевого задания 28.08.1942 г. …».
Примечательно, что за неделю до своей гибели 21.08.1942 г., сержант Крылов был так же сбит ЗА противника в районе Красный Октябрь, но в тот раз ему удалось дотянуть до линии фронта, совершить вынужденную посадку и вернуться в часть.
Второй раз судьба была к нему менее благосклонна. Сержант Крылов погиб и долгие годы числился пропавшим без вести.
Евгений Порфирьев «Кубанский плацдарм»