Два капитана

По количеству сбитых самолетов противника Батычко не сильно отставал от Свеженцева. На его счету было 8 лично сбитых стервятников, в том числе один Ю-88, три Ю-87, четыре Ме-109 и один Ме-109 в группе

В одной из предыдущих своих заметок я рассказал читателям о героической личности капитана Свежанцева. Командира эскадрильи 812 Истребительного авиационного полка, место гибели которого было обнаружено нашей поисковой организацией в 2016 году. Теперь есть повод поведать о его боевом друге, тоже капитане, тоже комэске 812 ИАП, тоже Герое кубанского неба.
Второй капитан — Батычко Иван Дмитриевич, 1915 г.р., уроженец г. Бийск Алтайского края. Капитан Свеженцев пережил своего друга всего на один день. Иван Дмитриевич погиб 07.05.1943 г. в групповом бою с истребителями противника в 10 км южнее ст. Крымской. Даже места падения их самолетов находятся всего в 3-х км друг от друга, что по меркам воздушного боя совсем рядом.
И по количеству сбитых самолетов противника Батычко не сильно отставал от Свеженцева. На его счету было 8 лично сбитых стервятников, в том числе один Ю-88, три Ю-87, четыре Ме-109 и один Ме-109 в группе. Точно так же как и Свеженцев, Батычко сбил свой первый самолет в своем первом же воздушном бою 20.04.1943 г.

Уже 30.04.1943 г. капитан Батычко был представлен к награждению орденом Красного Знамени и получил награду Приказом по 4 Воздушной армии № 038/н от 05.05.1943 г. Как сказано в наградном листе:
«В боях показал образцы мужества и отвали, отличный летчик, умелый руководитель. Летный состав его любит и в бой идет смело. За несколько дней его эскадрилья сбила 14 самолетов противника. Сам капитан Батычко имеет 14 боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил два самолета противника Ю-88 и Ю-87».

Сразу несколько Героев Советского Союза в своих воспоминают с теплотой и любовью вспоминают боевого товарища капитана Батычко. Например А.Т. Тищенко так пишет и Иване Дмитриевиче:
«Батычко сравнительно недавно пришел в эскадрилью, но уже сумел завоевать авторитет у летчиков, техников, механиков и мотористов. Выше среднего роста, с открытым скуластым лицом, спокойным, но твердым голосом, он даже своим внешним видом олицетворял образец командира. Если к этому прибавить еще его неиссякаемую жизнерадостность, заботливое отношение к людям и отличные летные качества, то можно понять, за что мы уважали Батычко, почему стремились ему подражать».
Другой Герой Советского Союза И.В. Федоров так вспоминает капитана Батычко:
«Комэск № 1. Капитан Иван Дмитриевич Батычко. Это был любимец полка, богатырь и телом и душой. Высокий, бравый, всегда опрятно одетый. Любил песни, особенно украинские. Запоет, бывало, не удержишься, подтянешь — так заразительно звучал его живой, свободно льющийся голос. В бою был храбр до дерзости, в него верили, безоглядно бросались в схватку с любым количеством вражеских самолетов. В период самых жестоких боев за господство в воздухе Новороссийска Иван Батычко поднимал свою группу в воздух по 5-6 раз в день. В бою Батычко всегда видел главную цель, умел вычленить основную задачу».
Но как это часто бывает смерть забирает лучших.
Оперативная сводка Штаба 264 ИАД № 18 от 07.05.1943 года:
«… 11:50 3 Як-1 и 2 Ме-109 вели воздушный бой в районе 10 км южнее Крымской на Н=3500 метров. В результате сбит 1 Ме-109 л-том Тищенко. Самолет упал в районе хут. Гостагаевский. Подтверждает л-т Косов.
Не вернулся с боевого задания командир АЭ капитан Батычко».

В последствии разбираясь в причинах гибели комэска, командование пришло к выводу, что он погиб из-за тактической неграмотности других наших летчиков, участвовавших в этом бою. К тому же еще при взлете ведомый Батычко пилот Лутовой допустил ошибку и погнул винт. В итоге группа вылетела в неполном составе.
Место гибели капитана Батычко было указано мне еще несколько лет назад, но тогда воронка на месте падения самолета была заполнена водой и экспедицию было решено перенести на более поздний срок.
Наверняка, если бы мы знали, что пилот пилот этого самолета погиб и кто был этим пилотом, то уже давно отработали бы это место, но шли годы, количество поднятых нами самолетов перевалило за две с половиной сотни, а до этой машины все никак «не доходили руки».
И вот, в марте 2017 года, работая на месте гибели пилота 18 ШАП ВВС ЧФ ст. л-та Попандопуло в долине реки Куафо, я обратил внимание, что по данным моего GPS, всего в 300 метрах от этого самолета забита еще одна точка.

Оказавшись на краю воронки я сразу вспомнил это место, и не смотря на то, что воронка снова была под завязку наполнена водой, у нас было время и мы решили перекопать бруствер в надежде определить принадлежность и тип самолета. Первые же находки позволили по технологическим клеймам идентифицировать машину как советский истребитель Як-1б, а деформированное от удара вытяжное кольцо парашюта указывало на то, что летчик скорее всего погиб и возможно до сих пор находится на дне воронки.
Как только понизился уровень воды и воронка высохла, 01.10.2017 г. была проведена полноценная экспедиция по подъему обломков самолета. На глубине около 2-х метров, нам действительно удалось обнаружить фрагментированные останки пилота. При этом, к огромному нашему сожалению, каких либо номерных деталей, по которым можно было бы определить имя пилота, найдено не было.

Единственная надежда оставалась на подъятый из раскопа обломок пулемета УБ, по номерам которого можно было бы попытаться установить номер самолета, при условии, что самолет был из состава 265 ИАД, поскольку только по этому подразделению у нас имелась информация по учету бортового вооружения.

Несколько дней, пока одни участники экспедиции, на глубоко корродированном корпусе пулемета искали заводские номера, другие с нетерпением ждали результата. И вот, 6 октября, на одной из деталей пулемета, удалось очистить отчетливо читающиеся буквы и цифры ЗГ 746.

Дальше все происходило «на автомате». Открываю Ведомость учета ресурса оружия в частях 265 ИАД за апрель 1943 года. Есть! Пункт № 8: самолет Як-1б № 32123, № оружия ШВАК ЧБ 561, УБ ЗГ 746. Следующий этап поиска Список самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом 265 ИАД. Третий в списке искомый Як-1б № 32123: техник мл. воентехник Мельников, пилот капитан Батычко.

Приятно чувство удовлетворения проделанной работой: установлено еще одно имя, еще один летчик вернулся из боевого задания.

Евгений Порфирьев «Кубанский плацдарм».

0

Добавить комментарий