В 2010 году на окраине станицы Ханской, расположенной в нескольких километрах от столицы Адыгеи города Майкопа, был установлен памятник экипажу советского самолета разбившегося в этом месте осенью 1942 года.
Установка памятника стала результатом многолетней кропотливой работы, проводимой местными краеведами во главе с Валентиной Непомилуевой, по увековечению памяти членов погибшего экипажа.
Сбор сведений от еще живых свидетелей этого события начался в далеких 80-х годах. Первая большая экспедиция на месте падения была проведена в 1987 году.
Тогда, помимо местных жителей, в ней приняли участие военнослужащие Майкопского военного аэродрома и курсанты Армавирского военного летного училища. Из воронки были извлечены фрагменты фюзеляжа, обломки моторов и погнутая 20-мм пушка ШВАК с заводским номером ЧЕ 318.
При помощи военных летчиков самолет был идентифицирован как советский пикирующий бомбардировщик Пе-2.
В целом это укладывалось в восстановленную на основе воспоминаний очевидцев картину произошедшего.
С их слов 5 или 6 октября, по другим данным 24 октября 1942 года, в небе над станицей завязался воздушный бой советского самолета с двумя «мессерами». Нашим летчикам удалось сбить один из истребителей противника, но их самолет был подожжен. Со снижением со стороны Туапсе в направлении Майкопа он приближался к станице и врезался в землю на ее окраине. После падения произошел взрыв и возник пожар, который продолжался несколько дней. Все это время в огне рвались боеприпасы. Немцы оцепили место падения и никого к нему не подпускали. После того как оцепление было снято, вокруг воронки удалось собрать фрагментированные части тел двух летчиков, которых захоронили рядом с местом падения. По воспоминаниям очевидцев, на телах были одеты флотские тельняшки.
В период с 1987 по 2010 годы местными краеведами были написаны десятки запросов в различные архивы с целью установить имена членов экипажа разбившегося Пе-2, но всех случаях ответы были отрицательными. Ни авиация Черноморского флота, ни 5 воздушной армии, не теряли Пе-2 в эти дни в районе Ханской. Почти потеряв надежду, в 2010 году на месте гибели летчиков установили памятник безымянному экипажу Пе-2, погибшему в октябре 1942 года.
В ноябре 2017 года, в преддверии юбилея – 75-летия освобождения Кавказа от немецко-фашистских захватчиков, была предпринята очередная попытка восстановить историческую справедливость и вернуть из небытия имена героев. На конференции Общероссийского народного фронта в Республике Адыгея, ветераны войны обратились к властям Республики с такой просьбой. Созданную рабочую группу возглавил Герой России Эдуард Цеев. Он сразу же обратился за помощью в поисковую организацию «Кубанский плацдарм», специализирующуюся на поиске самолетов времен Великой Отечественной войны.
Приступив к изучению всех ранее установленных обстоятельств, мы сразу поставили под сомнение правильность идентификации типа самолета. В первую очередь выбивалось из логической цепочки наличие 20-мм пушки ШВАК, не устанавливавшейся на данном типе самолетов. В качестве одной из рабочих версий мы даже рассматривали вариант гибели на этом месте истребителя ЛАГГ или Як, которые как раз и вооружались такими пушками. Но, первый же разведывательный выезд на место падения, который состоялся 16.12.2017 г., исключил такую возможность. Все дело в том, что на найденных на месте падения фрагментах обшивки сохранились технологические клейма 39-го завода НКАП СССР. В годы войны этот завод производил самолеты Пе-2, Пе-3 и Дб-3ф.
Надо понимать, что место падения находится в черте станице и со всех сторон окружено жилыми домами. Помимо этого, сама воронка была полностью вычищена в ходе проведенной экспедиции еще 30 лет назад. Поэтому нам приходилось работать с чудом сохранившимися мелкими фрагментами размером не больше спичечного коробка.
При таких обстоятельствах сложно было рассчитывать на находки, которые позволили бы с точностью определить тип самолета.
Кроме того, изучение экспозиции Краеведческого музея Республики Адыгея в Майкопе, куда были переданы часть находок с экспедиции 1987 года, показало, что там собраны обломки различных типов самолетов, в том числе послевоенного производства и определить какие из них были найдены в ст. Ханской, в реальности уже не представляется возможным.
Тогда мы попытались установить имена экипажа, изучив имеющиеся в нашем распоряжении архивные документы. Выяснилось, что на военном аэродроме в ст. Ханской в период июнь-июль 1942 года базировались 5 гв. АП и 36 МТАП ВВС ЧФ. За это время флотские полки потеряли в районе аэродрома 5 самолетов типа Дб-3ф. Один из них потерпел аварию 12.06.1942 г. при взлете. В результате катастрофы погиб штурман экипажа ст. л-т Зайцев, двое других членов экипажа остались живы. Примечательно, что самолет был произведен на заводе НКАП СССР № 39. По месту эта история подходила идеально, но ее обстоятельства не соответствовали глубине залегания обломков самолета на месте падения. При такой силе удара шансов выжить у пилота не было, а по документам он остался и даже не был ранен. Не вписывалась в картину события и 20-мм пушка ШВАК. Хотя к тому моменту мы уже небыли уверены в том, что пушка была найдена именно здесь, а не была принесена с какого-то другого места падения.
Продолжив изучение архивов мы нашли случай, описанный в воспоминаниях очевидцев, собранных Валентиной Непомилуевой в начале 80-х годов. Я имею ввиду эпизод с воздушным боем нашего самолета Пе-2 против двух Ме-109 в небе над Майкопом. Такой боевой эпизод действительно имел место быть 01.11.1942 года.
Пе-2 № 24/11 из состава 742 ОРАП 5 ВА в 14:30 (по московскому времени) вылетел на разведку по маршруту: Андрюковская, Каладжинская, Лабинская, Курганная, Кропоткин, Николаевское, Белореченская, Черниговская, Тверская, Хадыженская, Нефтегорск, Самурский. Самолет с задания не вернулся, экипаж в составе капитан Козуля, капитан Мартынов и старшина Борисов числится пропавшими без вести. В процессе проведенных архивных исследований на основании документов Бундесархива нам удалось установить обстоятельства гибели экипажа. В 14:10 по берлинскому времени (15:10 по московскому) на высоте 5000 м самолет был атакован мессерами в 25 км восточнее Майкопа. В результате боя Пе-2 был подбит. Оборонительным огнем был сбит Ме-109G-2 № 13624 пилота 4./52 JG Uffz. Tauchmann, который упал восточнее Майкопа, самолет разбит, летчик погиб.
Но, не смотря на полное соответствие архивных документов с рассказами очевидцев, по двум причинам этот самолет не мог быть тем, который разбился на окраине Ханской. Первая причина косвенная: по рассказам все тех же очевидцев, экипаж был флотский, а эта «пещка» была армейская. Второй аргумент «против» был гораздо весомее: самолет Пе-2 № 24/11 был произведен на заводе № 22, а не № 39 и следовательно исследуемое нами место падения не является местом падения Пе-2 экипажа Козуля.
Исчерпав возможности архивного поиска и не найдя ответа на интересующий нас вопрос, было принято решение более тщательно обследовать место падения и попытаться там найти дополнительные свидетельства катастрофы. Выезд было решено провести 23.12.2017 г. Весь день и всю ночь накануне выезда шел сильный снег. В итоге мы были вынуждены бродить с металлоискателями по поляне по колено в снегу.
Все указывало на абсолютную авантюрность и бесперспективность самой идеи поиска в таких условиях. И все же удача в этот день была на нашей стороне. Из под 30 сантиметрового слоя снега и еще 20 сантиметрового слоя земли был извлечен фрагмент блока двигателя размером с ладонь, на котором оказался выбит заводской номер мотора М-105 № 22-82.
В режиме on-line мы связались с нашими коллегами, ожидавшими дома за компьютером результатов полевых работ, и практически сразу же узнали, что такой номер мотора есть в базе!
В соответствии с имеющейся в нашем распоряжении информацией, мотор М-105 № 22-82 был установлен на самолет Пе-3бис № 40312, произведенный на заводе № 39 НКАП СССР и 04.09.1942 г. зачисленный в состав 27 ОРАЭ ВВС ЧФ.
На фотографии: Митинг на аэродроме базирования 27-й отдельной разведывательно-авиационной эскадрильи (ораэ) Черноморского флота.
На фотографии: Авиаторы 27-й отдельной разведывательной эскадрильи ВВС Черноморского флота уточняют боевую задачу.
В соответствии с Актом расследования летных боевых потерь в частях ВВС ЧФ значится:
04.10.1942 года не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на ростовском направлении экипаж 27 ОРАЭ в составе пилот сержант Снеговский, воздушный стрелок бомбардир лейтенант Сабодаш. Самолет Пе-3бис № 40312, моторы М-105 № 117-22 и 22-82.
В соответствии с Журналом боевых действий ВВС ЧФ за 04.10.1942 года значится: вылетевший в 13:10 Пе-3бис № 40312 27 ОРАЭ не возвратился с сектора № 16 825 ростовского направления. Запросил все аэродромы о его посадке. Летчик Снеговский, штурман Сабодаш.
Согласно Журнала боевых действий 15(Kroat)/JG 52 в период с 14:00 по 15:00 (по берлинскому времени) на “свободную охоту” с аэродрома Майкоп вылетели хорватские пилоты Lt. Cvitan Galic и Lt. Jure Lasta. В 14:40 (13:40 по московскому времени) Lt. Cvitan Galic завил о сбитом им советском самолете Пе-2 в районе Атанская (вероятно Ханская).
В соответствии со Списком безвозвратных потерь в частях ВВС ЧФ за 1942 год значится: 04.10.1942 г. не вернулся с боевого задания с Ростовского направления экипаж в составе:
– сержант Снеговский Михаил Федорович, пилот 27 ОРАЭ, 1920 г.р., уроженец г. Ульяновск, кандидат ВКП(б) с 1942 г., русский, из рабочих, в РКВМФ с 1940 г., наград не имеет, холост, мать — Снеговская Мария Лаврентьевна, проживала по адресу: г. Ульяновск, ул. Набережная, д. 37.
Лейтенант Сабодаш Борис Александрович, Воздушный стрелок бомбардир 2 АЭ 40 АП 1919 г.р., уроженец г. Каменец-Подольск, член КСМ с 1938 г., украинец, из служащих, в РКВМФ с 1940 г., наград не имеет, холост, мать — Кахановская Евдокия Станиславовна, проживала по адресу: г. Красноводск, пос. Киилсу, д. 104.
Что же касается Цвитана Галича, то сбитый Пе-3бис стал 25-м самолетом, который он записал на свой счет.
Спустя полтора года после описываемых событий, 06 апреля 1944 года, Lt. Galic погиб на земле в кабине своего самолета на аэродроме Залусаны (Югославия) от попадания авиабомбы, сброшенной с истребителя Спитфайр.
Правильность идентификации Пе-3бис в ст. Ханской не только полностью подтвердилась архивными документами, но и соответствовала всем установленным на месте падения фактам. Самолет был действительно произведен на заводе НКАП СССР № 39. Вооружение Пе-3бис состояло из курсовых 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБК, а так же оборонительного вооружения 12,7-мм пулемета УБТ и 7,62-мм пулемета ШКАС. Экипаж был флотский и состоял из двух человек. Таким образом, большая часть свидетельств очевидцев события подтвердилась. Что же касается воздушного боя Пе-2 с истребителями противника и сбитого при этом «мессера», то вероятно этот бой действительно происходил где-то в небе над Ханской, и жители станицы его наблюдали, но человеческая память объединила эти два разных боевых эпизода в один. Значит нам еще предстоит найти в окрестностях Ханской место падения «пешки» капитана Козули, а может и мест падения других самолетов и экипажей, погибших в этих местах.
Вот на такой позитивной ноте заканчивался 2017 год. Отработанный нами в ст. Ханской самолет стал 281 на счету ПО «Кубанский плацдарм». Хотя до конца года оставалась еще целая неделя, а значит, было время еще увеличить счет поднятым самолетам.
Евгений Порфирьев, “Кубанский плацдарм”