Вернуть Имя
Писала моя доча, Юля. Так, что сильно не ругайте.
Вернуть Имя!
Предо мной лежат непонятные куски металла.
Давайте рассмотрим их и попытаемся проанализировать их деформацию.
Первое – храповик с двигателя самолета.

Он выступал впереди самолета, с помощью его заводили двигатель. Его деформация показывает нам направление и силу удара самолета о землю. Вы видите, что он согнут, это может значить, что он принял на себя основной удар. Можно сделать вывод: самолет врезался в землю практически вертикально.
Второй фрагмент
– часть крыльевой распорки. Она разорвана и это говорит о том, что самолет при крушение падал на одно крыло. По характеру повреждений можно сказать о силе удара. Достаточно крепкая алюминиевая конструкция порвалась как бумага.
Я думаю, что их деформация может передать величину сил, которые действовали на самолет в момент столкновения. А также, понять тех людей, которые сражались на этой технике. Пилоты, ценой своей жизни, пытались спасти свою боевую машину .
С чего все началось, или как ищут самолеты.
— Что это? Откуда оно взялось? И чем это было когда-то? И, что может рассказать?
Поиск самолета это долгий и тяжелый процесс. Нужно расспрашивать лесников, охотников, лесорубов и пожилых людей о необычных находках в лесу или о упавших самолетах. Куски алюминия, трубок и двигателей валяются в лесу, многие просто проходят мимо них, даже не задумываясь, что это. Даже те, кто знают от чего эти железки, не подозревают, что среди них могут быть останки людей. Многие безымянные герои ВОВ до сих пор лежат среди обломков своих боевых друзей.
Мы семьей любим ездить на пикники в горы. И на одном из таких пикников, лесорубы рассказали нам, о каких-то обломках в верховьях ручье, недалеко от нас. И мы решили проверить эту информацию. Было уже поздно и мы собирались домой, но мне удалось уговорить папу пойти на разведку. Найдя нужный ручей, мы начали подъем, пройдя около километра в гору. Я уже потеряла интерес к поиску и думая, что это очередная сказка, подумывала согласиться, на папино предложение, идти назад. Но, что-то звало меня вперед, и пройдя какой-то десяток метров. Я обратила внимание на какой-то кусок резины торчавший из гравия. Не много раскопав мы увидели, что это задняя стойка самолета.
Эта стойка стала первым шагом к исполнению мечты одной маленькой девочки, с которой мы познакомимся позже.
Вернувшись домой папа выложил на форум поисковиков нашего края фотографию этой стойки.
Благодаря помощи поисковиков мне удалось определить тип самолета
Найденная мной стойка принадлежит советскому истребителю И-153 «Чайка» .
Как мне потом рассказали, информацию про этот самолет собирали три года. Никто не мог точно указать место, и лишь счастливый случай помог его найти.
Что это за самолет?
Пока мы ждала результатов, я заглянула в интернет, и как говориться гугл мне ответил:
И-153 – создан ОКБ «Поликарпова», на сооружение ВВС СССР с 1939 года. Самолеты этого типа впервые применились в боях при горе Холхин-Гол в июле 1939 года. И участвовали в Финской войне. К началу ВОВ самолет считался устарелым. Его длина составляла чуть более 6 метров, ширина 10 метров, высота чуть более 3 метров, а скорость немногим превышала 400 км/ч. Из-за своей низкой скорости самолет и считался устарелым. Чайка имела каркас из металла и дерева, передняя часть (моторный отсек и кабина пилота) была покрыта алюминием, задняя часть и крылья покрывались перкалью. Перкаль — это специальная материя, пропитанная лаком. Вооружение тоже не отличалось огневой мощью, всего четыре пулемета, калибра 7,62. Патроны этого калибра использовались в винтовка и пулеметах красной армии. Если для живых людей они несли серьезную опасность, то для техники не представляли серьезной угрозы. Еще «Чайка» вооружалась реактивными снарядами, их могло быть до 8 штук. Благодаря им И-153 использовался как вполне успешный штурмовик.
Так я узнала всю информацию про этот самолет, но как узнать имя летчика? Я спрашивала у папы, как узнать имя и судьбу пилота. Он мне отвечал: «Нужны номера, нужно ехать.» А ехать не получалось. Шли дожди, земля раскисла, и машина не могла проехать. И я ждала, когда же, когда?
Погода потихоньку наладилась, земля подсохла, и значит поисковики поедут на выезд или на разведка. И меня берут с собой!!!
Итак, приключение начинается. Рано утром мы сели в УАЗ и поехали в горы. Мы проезжали по живописным местам, наша машина мчала вперед и вперед. Когда дорога закончилась, пошли пешком. Мы поднимались и поднимались по ручью в гору,
специальными приборами проверяли все дно ручья. Мне стало скучно, я пошла вперед, и как оказалось не зря. Впереди был странный большой предмет .
Я даже не знала, что это, поэтому громко позвала всех к себе. Подошедшие поисковики начали меня поздравлять. Сказали, ты нашла имя! Этот предмет оказался самым важным фрагментом двигателя самолета, на нем сохранился номер.
Мы сфотографировали находку, записали номер и пошли искать остальные фрагменты. Это было трудно. Пришлось подняться почти до самого верха горы, и лишь там, в неглубокой, но широкой яме нашлись крупные куски алюминия, стойки шасси и трубки.
На одной из стоек нашелся номер.
Мне сказали, что это номер самолета. Пока поисковики вели раскопки, в поисках останков летчика. Я собирала и осматривала разбросанные фрагменты самолета. И на одном из фрагментов был еще номер, и он совпадал с номером самолета. Я показала его одному из членов нашей команды. Оказалось, что на выхлопном патрубке помимо номера цилиндра был выбит номер самолета. Так я нашла свой первый самолет, и своего первого безызвестного героя.
Но это еще не все, нужно выяснить что случилось с пилотом. Может он выпрыгнул с парашютом или остался жив. Но наши находки говорили о том что пилот погиб. Мы нашли расколотую бронеспинку. На месте падения были угли, значит был пожар. И еще о том, что пилот погиб вместе с машиной, говорит застегнутая пряжка пристяжного ремня, и остатки парашютной системы.
Начинало смеркаться, и мы собрались в обратный путь к машине. Мне было интересно узнать судьбу и имя пилота этого самолета. Так думая о неизвестном герое мы и вернулись домой. Впереди нас еще ждала долгая архивная работа. Нужно было писать запросы в разные архивы, чтобы узнать, кто и когда летал на самолете с этим номером. На это может уйти месяцы.
Но как говориться «новичкам везет». На следующий день свершилось чудо. Папе позвонили и сообщили имя пилота, с найденного нами самолета. Эти номера нашлись в ранее полученных списках учета самолетов и моторов 611 истребительного авиационного полка. В ответе из архива значилось:
«Списать самолеты и моторы, потерянные при боевой работе в феврале 1943 года:
…И-153 № 8332 с мотором М-62 № 622259 из состава 611 ИАП как не вернувшийся с боевого задания …».
В списках безвозвратных потерь 611 ИАП за февраль 1943 года числятся два пилота не вернувшихся с боевых заданий (рис. 12): лейтенант Кулаков и сержант Зотов. Кулаков 02.02.1943 г. выполнял задание по штурмовке войск противника в районе Краснодар, и маршрут его полета проходил в десятках километров восточнее от места обнаружения обломков самолета. Зато сержант Зотов выполнял задание по штурмовке войск противника в районе Ильский и место падения расположено на маршруте следования от цели к аэродрому базирования в Агой.
Таким образом, нет никаких сомнений, что обнаруженные нами останки принадлежат именно сержанту Зотову.
Из архива безвозмездных потерь obd-memorial.ruя узнала (рис. 13):
— Зотов Георгий Трофимович, сержант, пилот 611 ИАП, 1922 г.р., уроженец Сталинградской области, Калачевского района, хут. Булганово. Член ВЛКСМ с 1937 года. Отец: Зотов Трофим Степанович, проживал по адресу: г. Сталинград, ул. Чебоксарская, д. 45.
Там значились фамилия имя и отчество его отца.
— Красноармеец Зотов Трофим Степанович, как и его сын, сражался на фронтах Великой Отечественной и погиб при освобождении Польши в составе 1-го Украинского фронта 31.07.1944 года.
Неизвестно узнал ли Трофим Степанович о гибели сына, или похоронка так и не нашла его.
Но на этом работа поисковиков не закончилась. Мало найти имя героя, нужно найти его родственников. Для ускорения поисков родственников мы написали письмо в Волгоградский военкомат. И оттуда нам ответили:
«Сообщаем Вам, что в г. Волгограде по адресу ул. Ардатовская 66, проживает его родная сестра Зотова Нина Трофимовна, 1940 года рождения, а также родная племянница Лихолетова Лариса Владимировна, проживающая по адресу ул. Ардатовская ,68 Родственники сержанта Зотова Г. Т. Проинформированы о судьбе летчика»
Так же сообщили, что еще накануне е Нине Трофимовне пришел сосед и сказал, что по радио объявили, что в Краснодарском крае нашли летчика Зотова. Она проплакала всю ночь, а утром когда к ней пришли из военкомата она все время повторяла, что знала, что его обязательно найдут
Ему тогда было всего 21 год. Так благодаря усилиям многих людей еще один солдат вернулся с войны.
Последний полет Георгия Трофимовича.
Мне не удалось точно узнать обстоятельства гибели пилота. И я решила выдвинуть возможную версию гибели этого молодого пилота. Проанализировав, направление падения и расположения остатков самолета на местности, Можно предположить, что последний день его жизни мог выглядеть так…
Шел холодный февраль 1943 года с аэродрома в п. Агой на штурмовку вылетели наши истребители. Это были небольшие медленные но очень юркие самолеты И-153 с интересным названием «Чайка». Их боевым заданием была штурмовка позиций фашистов в районе х. Ильский. Из-за плохой погоды или малого опыта пилота один из самолетов чуть отстал. Пилот пытался выжать из своей машины все что можно, мотор работал на придельных оборотах. Вот в дали видны его товарищи, они уже у цели и бьют врага. Георгий тоже зашел на цель и первые ракеты полетели во врага. Впереди еще заход, но откуда-то сзади прилетели вражеские пули и повредили его самолет. Мотор начал работать с перебоями, а фашисты не отстают. Все атакуют и атакуют. Нужно выходить из боя, спасать дорогую машину. И вот товарищи начали прикрывать, и пилоту удалось выйти из боя. Нужно дотянуть до своих! – думал Георгий, — «нужно спасти машину!» И он тянул, тянул на юг. Он знал: «..там свои, там есть где сесть…» Но машина не слушается, рыскает то вверх, то в низ. Да еще этот жуткий сильный ветер, хорошо хоть попутный, может дотяну. Машина с каждой минутой все хуже управляется, но вон впереди поляна. Большая поляна, слогу сесть. Все остается чуть-чуть, выпускаем шасси… Но самолет резко бросает к земле. Вот и все… А до спасительной поляны осталось 200 метров по прямой, или 50 метров высоты. И упавшая машина горела, огонь пожирал металл, перкаль и искалеченное тело пилота.
И в очередной раз из штаба 611 истребительного авиационного полка, в далекий Сталинград, ушло горькое извещение в котором говорилось «12 февраля 1943 года, … сержант Зотов Георгий Трофимович, не вернулся с боевого задания …».
И в далеком Сталинграде пролились слезы матери, а сестра Георгия Трофимовича, Нина начала ждать своего брата, тогда ей было всего три года. И как многим ей хотелось знать где и как погиб ее брат.
Так одна девочка помогла исполнить мечту другой девочки. И не важно, что на это ушло 72 года. И той девочке уже 75 лет. Но она нашла брата, и может прийти на его могилу.
Да могила, в том выезде мы не нашли останков летчика, а может мне не показали. Но я знаю, что его найдут, соберут все что можно найти. И похоронят как героя. А на карте поисковиков появится еще один красный самолетик.
А сколько героев еще не вернулось с войны? Как говорил А. В. Суворов: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».