Китти-Хаук лейтенанта Крайнего

В конце 2016 года со мной вышел на связь Александр Ёлкин, руководитель объединения “Батарея 29-бис”, занимающегося расчисткой и восстановлением в качестве мемориала 29-й береговой батареи Черноморского флота, а также поиском затонувших в районе Керченского полуострова во время войны кораблей и боевых самолетов. Он попросил уточнить информацию о потерях нашей авиации в районе Керченского пролива в осенне-зимний период 1943-1944 годов.  Связано это было с обнаружением в Керченском проливе неплохо сохранившегося самолета-истребителя Р-40 “Китти-Хаук”.

Эти самолеты поставлялись в СССР из США по Ленд-лизу. Первым делом был очерчен круг авиачастей, на вооружении которых в этот период могли стоять данные самолеты. Практически сразу были исключены части 4 воздушной армии, поскольку на их вооружении таких самолетов не было. Оставался только Черноморский флот.  По тем данным, которые у меня имелись самолеты этого типа имели на вооружении два истребительных полка ВВС ЧФ: 7-й и 62-й.  7 истребительный авиаполк потерь в этом районе не имел, а вот в 62-м числился не вернувшимся с боевого задания из района Эльтигена сержант Владимир Авдеенко.  Вроде бы, все сходилось, но оставались сомнения. Между тем ребята  из Керчи готовились к подъему самолета.  Для уточнения номеров самолета я связался с Александром Гартманом. Каково же было мое удивление когда выяснилось, что Владимир Авдеенко управлял вовсе не Китти-Хауком, а бипланом И-15бис. Поиск, казалось, зашел в тупик.  И тут мне снова пришел на помощь Александр Гартман, сообщивший о том, что в районе Керченского пролив а был потерян “Китти-Хаук”, севший на вынужденную посадку на воду. Как оказалось, я, при уточнении списка полков, вооруженных самолетами “Китти-Хаук”, упустил из вида 30-й разведывательный авиаполк, одна из эскадрилий которого была вооружена этими самолетами.  15 ноября 1943 года один из “Китти-Хауков” 30 орап, за штурвалом которого находился 22-х летний лейтенант Николай Крайний,

был подбит огнем вражеской зенитной артиллерии в районе Эльтигенского плацдарма. Летчик до последнего тянул в сторону Таманского берега, а когда  стало ясно, что высоты не хватит, приводнил самолет в проливе.  После покидания самолета летчик два часа провел в холодной воде, пока не был поднят на борт подошедшего катера. Его самолет погрузился на дно пролива. Вот в таком виде он был обнаружен дайверами

Особую ценность находке придавало то обстоятельство, что в России сохранился единственный самолет этого типа, находящийся в музее ВВС Северного флота.  Подъем самолета был намечен на май 2017 года. К этому моменту предстояло решить множество вопросов, в том числе и по поводу дальнейшей судьбы машины.  В начале мая ребята начали размывку ила, образовавшегося более чем за 70 лет вокруг самолета.  И вот  настал день подъема.Тут на помощь пришли строители Керченского моста, выделившие для этого плавкран.  Самолет медленно оторвали от дна и подняли к поверхности воды. Он впервые за 73 года показался из воды

Но при отрыве от морской поверхности случилось непредвиденное: у самолета подломился хвост, как оказалось из него не вымыли ил.

К счастью его удалось поднять на поверхность вместе с самолетом.  При осмотре машины были обнаружены авиационная фотокамера советского производства

(к сожалению морская вода сделала свое дело и пленка в ней не сохранилась) , кислородная маска и парашют летчика

В настоящий момент ребята из РОО “Батарея 29-бис” занимаются очисткой и консервацией самолета для использования его в качестве экспоната создаваемого музея.

Ну а как же сложилась дальнейшая судьба летчика? Николай Семенович Крайний прошел всю войну, был еще раз сбит зенитным огнем противника 18 апреля 1944 года в районе мыса Тарханкут, приводнился и пять часов провел в морской воде, пока его не поднял на борт наш катер. При этом катером был поднят на борт экипаж немецкого гидросамолета BV-138 (наши летчики называли их “Гамбургами” или “Башмаками”), пытавшегося захватить в плен нашего пилота и сбитого его ведомым.

Военную службу Николай Семенович закончил в звании подполковника, жил в Минеральных водах.  Ратный труд его отмечен тремя орденами Красного знамени, в 1985 году подполковнику в отставке Николаю Семеновичу Крайнему был вручен орден Отечественной войны I степени. К сожалению, Николая Семеновича уже нет в  живых.  Поиски родственников героя успехом пока не увенчались.

0

Добавить комментарий