Наш товарищ, Алексей ToyFun в 2015 году, как то написал:
Есть краткая информация по двум советским самолётам упавшим в районе Джубги. Один совершил вынужденную посадку в море на воду (вроде удачно). Затонул на 15 метровой глубине. По словам рассказчика в послевоенное время была предпринята попытка его поднять, вроде даже оторвали от дна и переместили на некоторое расстояние к берегу, но тросы не выдержали… Рассказчик считает что может указать место падения в море с достаточной точностью. В своё время заядлый рыбак и подводный охотник. Грибник. Второй самолёт был американский , но пилоты, как сказал рассказчик, “наши” . Домысливаю что Аэрокобра. Упал на гору южнее Джубги на виноградники. Если я его правильно понял это напротив пансионата Прибой. На этом месте сейчас продают участки под ИЖС. Разговор был коротким по телефону. Предварительно договорились встретиться воочию и с картой.
Сейчас пообщался с другим старожилом. “Американец” был двухмоторным. Как сказал информер “толи бомбер, толи разведчик”. Надписи были на английском. Сбили по ошибке наши же зенитчики из Джубги сразу после немецкого авианалёта на стратегический железный мост через р.Джубга. Упал в горы, с взрывом. Обломки сильно расшвыряло. Они пацанами лазили туда за патронами, нашли авипулемёт, все шасси растаскали на магний для взрывпакетов. Куски дюралевой обшивки и провода не брали- “они не взрываются”. Но раскидало всё на большую площадь. Место может указать достаточно уверенно.
Утонувший самолёт ему так же известен. Один раз даже спускался к нему с аквалангом (работал на спасалке). Машина наша одномоторная. Лежит на боку, одним крылом сильно ушла в ил. Какое то время там даже стоял буёк и совершались экскурсии для дайверов.
Вот теперь, Бостон действительно наш! На нужный ерик вышли не сразу, но в конце-концов провожатый сориентировался и спустившись на дно ручья, где листьев порой было по пояс, МД запел свою победную песню! Результаты на фото.
Обследовали ходом только дно ерика, вверх по склонам не лазили.
Но земля “поёт” практически каждые полметра.
Субботний развед выход № 2 в район крушения Бостона предполагал проверить версию что часть крупных фрагментов самолета могло быть увлечено селевыми потоками через дорогу вниз по ручью. В прежние годы охотники видели там куски дюраля. Прошел вверх по ручью от трассы. Находок мало. В своей массе банки, бытовой металлолом. Несколько маленьких кусочков дюраля. Неординарными можно считать фрагмент покрышки колеса Бостона с угадывающимися характерным рисунком шашечками. Откопана из под наноса гравия вместе с ободком от абажура настольной лампы. Иначе не нашел бы. Второй «весомой» находкой оказалась шестерня редуктора авиамотора. Застряла между хрящами породы в русле ручья на удалении 250-300м от места падения машины. За годы пребывания в ручье покрылась известковой коркой. Так добрался до старой дороги. Крупных фрагментов в русле ручья нет. Зацепиться там практически не за что, все смывается. Т.к. светового времени было еще с запасом решил пройти по хребетику над которым и разыгралась трагедия. Уже с полпути МД запел сплошным цветметом.
Зачастую даже копать не надо было, достаточно разгрести опавшую листву. Осколки очень мелкие и все закручены в бараний рог. Взрыв был очень сильный. По покалеченным верхушкам деревьев и отсутствию явной воронки от взрыва позволю себе предположить что рвануло еще в воздухе у самой земли когда падающая машина стала сшибать верхушки дубов развернувшись заходила со стороны Тенгинки. Основная масса обломков свалилась на южный склон ерика и его дно. Но может все развивалось не так, я не специалист взрывотехник. Результат беглой разведки показал что весь верх хребта усеян осколочным дюралем и каплями, осколками ржавого чермета. По склону работать и работать, под осыпями звенит мелочь. Все остальное скатилось на дно ручья. Переспективным, но пока неразведанным остается участок у забитой камнями трубы под старой дорогой. Судя по наносам там копать и копать. Если взрыв все таки был в воздухе часть деталей могла разлететься по окресным склонам и ерекам. Вспомнить хотя бы где была найдена шестерня. Не забываем что по рассказам место падения почти месяц охранялось и с него что то вывозилось, непосредственная близость большой дороги, вездесущие мальчишки, охотники и само время работающее против останков. Под конец повествования о результатах вылазки маленький выверт истории.
На хребте среди скопления дюралек откопал нож. Сердце екнуло-неужели штурмана? Но уж больно хорошо сохранился. Дома почистив обнаружил гравировку. Ну прямо усмешка истории, среди обломков американского самолета 1943 года найти современный охотничий нож с символикой USA, но сделанный в Китае…
Не смотря на плохую погоду есть добрые вести. Имя погибшего при крушении бомбардировщика “Бостон” Б-3 штурмана звена лейтенанта Буркало Д.В. увековечено среди десятков других имен на мраморной плите братского захоронения в скверике в самом центре поселка Джубга между зданиями администрации и клуба.
Дальнейшее исследования:
Название на обложке: «Дело с документами 63 БАП за 1942 год».
Результаты изучения:
Лл. 20 (старшина Мекеров, Бостон-3 № 12682, аэродром Адлер),
В 63 АП в декабре 30 числа экипаж Смаги – упал в море, скорее всего это В-3 № 13019 с РЦ №№ 25192, 25910. Прошёл в приказе от 03.02.43г.
В январе у нас 28 числа экипаж Карелина, сгорел в районе цели – ж.д. ст. Крымская, у него по идее должен быть В-3 № 13087 с РЦ №№ 25990, 25979. С него начинается приказ от 05.04.43 г.
В феврале у нас куча потерь, но начинаются они с потери В-3 экипажа Мекерова 03.02.43 г. и если порядок документооборота не нарушен, то его самолёт должен иметь № 12796 с РЦ 25194, 25193.
Следующим идёт экипаж Исатова, НБЗ 10.02.43 г. и т.д. и т.п. В общем как то так.
Виталий (Оленевод форум Trizna.ru) скидывал приказы с В-3 63 АП и Пе-2 742 ОРАП, так там по числам все потери, а вот найти что-то не могу, уже почти 2 года прошло, в компе винчестер менял, могло и потеряться. Что смог по памяти восстановил.
Вылазка № 3 к Бостону. Разведка самой низменной части ерика перед старой дорогой. Как и ожидалось замусоренная и заваленная камнями протока под мостиком по старой дороге собрала большое количество обломков от самолёта. Наносы лежат пирогом чередуя слои листьев и гравия. Из под верхнего слоя гравия достал наиболее “звонкие” металлические предметы. Мелочь и глубокие предметы не трогал. Явных массивных аномалий мне не попалось. Близость к дороге сказывается наличием бытового послевоенного металла.
Общий план находок.
Интересный фрагмент алюминиевой рамки с остатками двух слоёв целлулоида. Полагаю что это могло быть штурманским планшетом для карты.
Полагаю что большая часть места падения Бостона Б-3 под управлением Мекерова определена и зоны для дальнейшего более детального поиска разведаны и очерчены. Картографию подготовлю и скину Алексею.