ДБ-3Ф Экипаж Осипова.

05 дек 2015 совместно с Центром военно-патриотического воспитания подростков и молодежи имени героя Советского Союза Степана Голенева (г. Белореченск) обследовали место падения советского самолета вблизи хутора Кубанский Белореченского района. Наша задача, как специалистов по авиации, состояла в оказании консультационной помощи белореченском коллегам.

Обнаружены останки экипажа, парашютная система, штурманская линейка

и номер одного из моторов М-88 № 883349.

У нас в базе такого мотора нет, но и база у нас за период начиная с августа 1942 года. Так-что отсутствие номера говорит о том, что самолет был потерян до августа 1942 года.
По характерным признакам установлено, что самолет Дб-3ф, а такие самолеты стояли на вооружении 6 и 453 дбап 132 бад.
В период с 8 мая по 2 августа полки базировались в районе Кореновска и наносили удары по объектам в Крыму.
За это период пропали без вести 5 экипажей: 4 из 6 дбап и 1 из 453 дбап.
Направление падения указывает, что самолет возвращался с задания со стороны Крыма и скорее всего немного сбился с курса.

Это была клапанная крышка одного из котлов мотора. Номер набивался на каждой. Отличие только в номере котла, на всех крышках он разный.

Опрос местного населения, в том числе очедцев, руководителем белореченском поисковой группы позволил установить, что с их слов при захоронении этого экипажа было три фрагментирован них тела, накрытых простынями.
Еще есть отрывочные воспоминания со слов тех, кого уже нет в жив, что недалеко от места падения на дереве висел парашют, и якобы тело летчика. Вот здесь показания могут путаться. Странно, что при ударе парашют мог раскрыться, да еще повиснуть вместе с летчиком на дереве. Хотя исключать версию с парашютом нельзя, но в разрезе того, что кто-то из экипажа успел выброситься с парашютом и завис на дереве.
Еще говорят, лес был зеленый, то есть время падения весна-лето.

Жека писал запрос в ЦВМА по самолету на дне моря в районе Анапы и заодно запросил информацию по мотору М-88 № 883349. Сегодня получил вот такой неожиданный ответ:

Благодаря внимательности и дотошности Алекса21 экипаж установлен. Экипаж морской, нбз 12.06.1942 г.. числятся захороненными на хуторе Кубанский, именно там, где и был найден самолет.

Получена дополнительная информация от коллег с Тризны.
Морозов М. “Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем” – История Авиации, 2003, No. 1
“Уже 5 июня начальник ВВС ВМФ генерал-лейтенант С.Ф.Жаворонков приказал части немедленно передислоцироваться на аэродром Майкоп, где она поступала в распоряжение находившегося на Черном море заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова. Выполнить это плохо подготовленном авиаторам оказалось не так-то просто. 6 июня один бомбардировщик потерпел катастрофу на промежуточном аэродроме в селе Борское (Куйбышевская обл.) где базировался 2-й ЗАН ВВС ВМФ. В обломках «Ила» погиб стрелок-радист и два механика. Не успели перелететь в Майкоп, как произошло новое происшествие. 12 июня во время учебно-тренировочного полета разбилась машина командира 2-й эскадрильи капитана П.Осипова. Весь экипаж погиб. Это переполнило чашу терпения командования — командир полка Биба был снят, а на его место назначили бывшего комэска из состава 1-го ГМТАП Героя Советского Союза, участника первого налета на Берлин майора А.Я.Ефремова. Впрочем, волну катастроф это не остановило, и 27 июня под Майкопом вместе с экипажем разбился Ил-4, который пилотировал младший лейтенант М.Щукин.”

Наградные документы на капитана Осипова

Усилиями местного краеведа из Кубанского Лидии Речкиной, на Украине найдены родственники воздушного стрелка Калиниченко. Они любезно предоставили его фото из сельского музея.

22 июнь 2016 в Белореченске состоялось торжественное захоронение останков экипажа Осипова.

0

Добавить комментарий