А-20 Бостон (29) пос.Горный

А20 “Бостон” 1943 г.

Обнаружен в мае 2006 года в 5 км. северо-западней Нижнебаканский.

Экипаж погиб.

В мае 2006 года в 5 км северо-западнее пос. Нижнебаканский Крымского района обнаружено место падения бомбардировщика А-20 “Бостон” экипажа сержанта Заполенова и останки членов экипажа.

Среди обломков самолета была найдена заводская табличка одного из двигателей Cyclone R-2600-11 №41-25193.

Не вернулись с боевого задания 14.03.1943 г.:

Пилот сержант Заполенов Павел Алексеевич; стрелок-бомбардир сержант Малышев Николай Герасимович; воздушный стрелок-радист старший сержант Шкарупа Иван Трофимович; воздушный стрелок младший сержант Сергеев Петр Емельянович.

А-20 Бостон установлен по заводскому номеру самолета Б-20 № 12796.

Заполенов Павел АлексеевичРодился: 1921 г.р., г. Москва, сержант, пилот 63 НББАП. Погиб 14.03.1943 г.

Мать –Заполенова Анна Романовна, проживала по адресу: г. Москва-80, ул. Ново-Алексеевская, д. 24, корп. 6, кв. 47.

Найден: 25.04.2009 г., Краснодарский край, Крымский р-н, 5 км северо-западнее пос. Нижнебаканский.

Захоронен: 22.06.2010 г. Краснодарский край, Крымский р-н, «Сопка Героев».

В мае 2006 года в 5 км северо-западнее пос. Нижнебаканский Крымского района было обнаружено место падения еще одного бомбардировщика А-20 «Бостон» и останки членов экипажа. Среди обломков самолета была найдена заводская табличка одного из двигателей Cyclone R-2600-11 № 41-25193.

В соответствии с информацией, размещенной на одном из официальных американских интернет сайтов, заводские номера самолетов ВВС США, начиная с № 41-2671 по № 41-3669, были присвоены самолетам типа А-20 модификации Douglas A-20B Havoc. При этом самолеты этой серии с № 41-2779 по № 41-2898 были направлены в СССР. Помимо этого удалось выяснить, что двигатели Wright Cyclone R-2600-11 устанавливались только на Бостонах модификации Douglas A-20B Havoc. Из этого следовало, что оба обнаруженных нами Бостона были из одной партии, произведенной в конце 1941 года и поставленной в СССР в конце 1942 года.

По данным Центрального архива МО РФ:

В приказе 63 бомбардировочного авиационного полка 132 бомбардировочной авиационной дивизии № 49 от 26 февраля 1943 года значится:

“Включить в лицевой счет полка самолет Бостон-3 модели А-20-В № 12796 с моторами Райт-Циклон № 25194 и № 25193”.

В приказе 5 воздушной армии № 0059 от 5 апреля 1943 года значится:

“Нижепоименованные самолеты и моторы, безвозвратно потерянные частями при боевой работе, исключить с самолетно-моторного парка:

Б-3 № 12796 с моторами Райт-Циклон № 25194 и № 25193 – 63 бомбардировочного авиационного полка».

За период с 26.02.1943 г. по 05.04.1943 г. 63-й бомбардировочный авиационный полк потерял не вернувшимися с боевых заданий 8 экипажей: 3 –из района косы Чушка (один из них упал в Динской залив), 1 –из района ст. Варениковская, 4 –из района Анапа – Темрюк. Согласно информации ЦАМО, все четыре Бостона, потерянные в районе Анапа – Темрюк 14.03.1943 г., были сбиты истребителями противника. Именно на участке Анапа –Темрюк нами и было обнаружено место падения самолета и останки членов экипажа. В тоже время в немецких архивах содержится информация о четырех Бостонах, сбитых 14.03.1943 г. в 06.40, 06.43, 06.54 и 06.56 на высоте 3000 метров в этом районе пилотами 5/JG52 люфтваффе Ofw. Willi Nemitz и Oblt. Karl Ritzenberger. В последствии, 24.05.1943 года Oblt. Karl Ritzenberger был сбит в ходе воздушной дуэли с нашим Як-1 в 40 км юго-восточнее Анапы.

По данным Центрального архива МО РФ:

“В марте месяце проведен один воздушный бой. 14.03.1943 г. группа в составе 4 самолетов Б-3 (ведущий старший лейтенант Чубаров) под прикрытием 7 ЛАГГ-3 вылетела на уничтожение войск противника в порту Темрюк. На маршруте к цели в районе Анапа была атакована двумя Ме-109, в результате которой был сбит ведущий в районе Благовещенская, в районе Джигинское были сбиты еще два Б-3, четвертый Б-3 подбит на маршруте Джигинское – Н. Баканское, самолет загорелся и начал разрушать в воздухе –экипаж оставил самолет в районе В. Баканское –выбросился с парашютами. Истребители сопровождения от группы бомбардировщиков отстали и противодействия истребителям противника не оказали».

В архивных материалах 132 БАД имеются показания воздушного стрелка одного из экипажей Бостонов, сбитых 14.03.1943 г. – младшего сержанта Сергеева:

«14.03.1943г. группа в составе 4 Бостонов (ведущий старший лейтенант Чубаров) вылетела на уничтожение плавсредств и войск противника в порту Темрюк. На участке маршрута фальшивый Геленджик, Геленджик группа должна была встретиться с истребителями сопровождения, фактически же встреча состоялась над аэродромом истребителей Геленджик, где группа сделала один большой и один малый круг, после чего истребители взлетели и пристроились к группе. Сергеев видел только две пары истребителей: одна пара справа, вторая слева с превышением на удалении 800 – 1000 метров. В таком боевом порядке группа легла на курс по маршруту: Геленджик, Новороссийск, Анапа, Благовещенская. В районе Благовещенская развернулась и взяла курс на Темрюк. С востока была сплошная облачность (низкая), с запада слоисто-кучевая с разрывами до 4 – 5 баллов. В это время т. Сергеев увидел, что один самолет, предположительно, ведущий загорелся и упал. После этого справа от них шел один Б-3, остальных самолетов он не видел. В тоже время т. Сергеев заметил, как под их самолетом прошел ЛАГГ-3, за ним Ме-109, за Ме-109 следующий ЛАГГ-3 и за ЛАГГ-3 Ме-109. Увидев самолеты противника он открыл огонь по ним. Через несколько секунд по самолету была выпущена очередь в результате была перебита тяга управления. После этого он ни одного самолета не видел, через несколько секунд Сергеев услышал команду стрелка-радиста «приготовиться к прыжку», а затем последовала команда «покинуть самолет». Правый мотор охватило пламенем, самолет начал разрушаться, в это время Сергеев покинул самолет. Раскрыв парашют, он в воздухе заметил еще два раскрытых парашюта. С приближением к земле попал в облачность и потерял из виду двух членов экипажа. Сам приземлился вблизи хутора Первомайский, что в 5 км. северо-западнее ст. Н. Баканская. 21.03.1943 г. с группой красноармейцев перешел линию фронта в районе высоты Долгая, а 31.03.1943 г. прибыл в полк».

Все обстоятельства указывают на то, что ними было найдено места падения самолета экипажа сержанта Заполенова.

По данным Центрального архива МО РФ:

Не вернулись с боевого задания днем 14.03.1943 г.:

Пилот сержант Заполенов Павел Алексеевич; стрелок-бомбардир сержант Малышев Николай Герасимович; воздушный стрелок-радист старший сержант Шкарупа Иван Трофимович; воздушный стрелок младший сержант Сергеев Петр Емельянович».

На сегодняшний день в Краснодаре проживает ветеран Великой Отечественной войны, полковник запаса Пащевский Геннадий Анатольевич, в 1943 году пилот самолета А-20

«Бостон» 1 авиаэскадрильи 63 НББАП. В своей книге «Ночные бомбардировщики выходят на цель» он описал гибель четверки «Бостонов» 14.03.1943 г., более того он провожал в полет все четыре экипажа и по приказу должен был вслед за ними, в составе второй четверки, вылетать на бомбардировку порта Темрюк. Однако информация о гибели первых четырех экипажей заставила командование отказаться от планов дальнейшего использования ночных бомбардировщиков в светлое время суток.

Со слов Геннадия Анатольевича, команду «покинуть самолет» мог дать только командир экипажа –сержант Заполенов. Объяснить тот факт, что прыгать с парашютами экипажу приказал стрелок-радист Шкарупа, можно объяснить только тем, что к этому моменту пилот был уже мертв. Таким образом, среди обломков самолета нами были обнаружены останки командира экипажа сержанта Заполенова.

По данным Центрального архива МО РФ:

Заполенов Павел Алексеевич, 1921 г.р., сержант, пилот 63 НББАП, член ВЛКСМ с 1939 г., уроженец г. Москва, призван Ростокинским РВК г. Москва. Мать –Заполенова Анна Романовна, проживала по адресу: г. Москва-80, ул. Ново-Алексеевская, д. 24, корп. 6, кв. 47».

По информации Центрального архива МО РФ сержант Сергеев Петр Емельянович 15.02.1944 г. не вернулся с выполнения боевого задания по уничтожению воинского эшелона противника на железнодорожной станции Владиславовка. Судьба остальных членов экипажа сержанта Заполенова до настоящего времени остается неизвестной.

0

Добавить комментарий