Форум

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

ЛаГГ-3 № 2501, 5 ВА, Марьина роща

Вчера еще раз обследовали место падения самолета ЛаГГ-3 выше Марьиной рощи. На месте падения наши коллеги впервые работали девять лет назад в мае 2014. Несколько архивных фотографий с того выхода

Загруженные файлы:
  • 101_0547.JPG
  • 101_0484.JPG
  • 101_0539.JPG
  • 101_0549.JPG
  • 101_0558.JPG
  • IMG_20140503_131413_617.jpg
  • IMG_20140503_131442_335.jpg

Так как точных координат у нас (увы) не было, пришлось побегать по склону, продираясь местами сквозь заросли. Но поиски увенчались успехом.

Загруженные файлы:
  • IMG_20230505_143545.jpg
  • IMG_20230505_143703.jpg
  • IMG_20230505_150009.jpg
  • IMG_20230505_151549.jpg
  • IMG_20230505_151619.jpg

Подтверждением того, что это именно ЛаГГ-3 стали найденные остатки боезапаса 12,7 и 20-мм. Плюс к этому характерные для ЛаГГ-3 технологические номера на обломках и агрегатная табличка с чекухой 31-го завода

Загруженные файлы:
  • IMG_20230505_143618.jpg
  • IMG_20230505_143622.jpg
  • IMG_20230505_143635.jpg
  • IMG_20230505_150104.jpg

Пятно обломков довольно обширное, но крупные фрагменты практически отсутствуют. Удалось найти место удара о гору, до сих пор (спустя 80 с лишним лет) в этом месте осталась почти незаметная впадина, а направление с которого самолет почти плашмя упал на склон угадывается по сильно заросшей "просеке"

Загруженные файлы:
  • IMG_20230505_151549.jpg
  • IMG_20230505_151646.jpg

Самый крупный обломок

Загруженные файлы:
  • IMG_20230505_153504.jpg
  • IMG_20230505_153406.jpg

Ничего из приборов и бортового вооружения на месте падения найдено не было, вполне вероятно что самолет (то что от него осталось) был вывезен еще во время войны

На выходе из леса был встречен местный житель с семьёй, который рассказал, что этот самолёт известен ему с детства, и он с приятелями неоднократно вытаскивал с него обломки.

Так что всё самое ценное оборудование и уцелевшие запчасти были вывезены ещё в годы войны - сомнений нет, учитывая близость аэродромка. Но и тот факт, что после войны в течение 8 десятилетий самолёт постепенно разграблялся местными жителями - тоже очевиден.

Да, местные жители однозначно "порезвились" на месте падения как впрочем (к сожалению), и на многих других

В ходе изучения и анализа найденных номерных обломков, а также имеющейся архивной документации, полученной из ЦАМО РФ, удалось установить, что самолёт ЛаГГ-3 принадлежал 269 ИАП 5ВА, базировавшемуся с 16 января 1943 года на аэродроме Геленджик.

Результатом поисков и подтверждением наших находок стал абзац из исторического очерка туапсинского историка С.И.Феоктистова "Истребители над Малой землёй".

Цитирую:

"...26 февраля было проведено всего 18 боевых вылетов, из них лётчиками 269 ИАПа - 11, 8 ЛаГГ-3 на сопровождение Ил-2 и 3 ЛаГГ-3 перехват вражеских самолётов.

В середине дня 6 Ил-2 из 47 ШАП ВВС ЧФ в сопровождении 8 ЛаГГ-3 269 ИАПа нанесли удар по Таманскому порту. На обратном пути группа советский самолётов несколько раз была атакована немецкими истребителями Bf-109. В результате атак были повреждены самолёты ЛаГГ-3 капитана Старостина и сержанта Рязанцева, сержанта Малышева.

К Геленджику подошли буквально на последних каплях бензина.

В нескольких километрах от аэродрома дал перебой и заглох мотор самолёта старшины Соколова: кончилось горючее. Старшина пытался посадить самолёт на фюзеляж на полевую площадку в Марьиной Роще, но неудачно. При вынужденной посадке с убранными шасси его ЛаГГ получил такие повреждения, что машину пришлось списать.

Пришлось сажать свой самолёт на фюзеляж и сержанту Рязанцеву, в воздушном бою было повреждено шасси. В отличие от Соколова его посадка прошла более удачно, и самолёт после полевого ремонта вскоре вернулся в строй.

Посадил на аэродром свой повреждённый ЛаГГ-3 и капитан Старостин, у самолёта был пробит киль, хвостовое оперение, руль высоты, правое крыло, отбит элерон.

Не повезло сержанту Малышеву, он смог посадить свой повреждённый ЛаГГ на косу Бугазского лимана, но лётчик попал в плен..."

 

Таким образом можно с большой долей вероятности предположить, что не более чем в 900 метрах выше села Марьина Роща на склоне хребта было найдено место вынужденной посадки ЛаГГ-3 старшины Соколова.

На земле сохранилась характерная борозда, образующаяся при вынужденной посадке самолёта длиной не менее 20 метров, обломки моторного капота и фрагмент поддона картера мотора, которые мы нашли на глубине 40-50 см красноречиво говорят о том, что налицо факт совпадения событий, описанных в историческом очерке на основе документов из ЦАМО с обнаруженными на месте падения самолёта артефактами.

В этом районе много самолетов, подбитых в районе Новороссийска, садились на вынужденные посадки. Нужно подтверждение номерами. Тем более, что на найденной табличке набито Ц-Н (центроплан) № 2501. Такой самолет был в составе 5 ВА и скорее всего был потерян в апреле 1943 года.

Почистили обломки, выскочили номерки

Загруженные файлы:
  • 20230506_081827.jpg
  • 20230508_172826.jpg
  • 20230508_172856.jpg
  • 20230508_172915.jpg
  • 20230508_173754.jpg

Шильда оказалась шильдой с центроплана самолёта ЛаГГ-3 № 2501.

Самолёты 25-й серии были выпущены на заводе № 31 в Тбилиси в сентябре 1942 года

Загруженные файлы:
  • 20230508_172248.jpg

А вот с номером мотора № 843, найденном на обломке водяной помпы, пришлось повозится.

Оказалось, такой мотор стоял на самолёте ЛаГГ-3 № 31-40 из состава 62 АП ВВС ЧФ, самолёт был разбит в августе 42 года.

Разбитый самолёт был пущен на запчасти, вот таким образом объясняется присутствие номерных агрегатов с мотора одного самолёта на моторе другого самолёта.

Загруженные файлы:
  • 20230510_193547.jpg
  • 20230510_193841.jpg
  • 20230510_194016.jpg

Соответственно, агрегаты и запчасти с разбитого ранее, а именно в 1942 году в районе Новороссийска, самолёта ЛаГГ-3 № 31-40, с мотором М-105 № 843 из состава 62 АП ВВС ЧФ, ставили на самолёты ЛаГГ-3 из других полков, базировавшихся на аэродроме Геленджик в начале 1943 года.

Ввиду острой нехватки запчастей эта практика была повсеместной на всех аэродромах черноморского побережья того времени.

В результате боевых действий 269 ИАП 236 ИАД 5 ВА по прикрытию наземных войск в районе Туапсе, Шаумяна, Геленджика, Новороссийска, сопровождения штурмовиков на БШУ по СВ противника, а также прикритию ВМБ Геленджика, Туапсе из состава 269 ИАП в период действий с 23 октября 1942 года по 02 мая 1943 года с было потеряно 47 самолётов ЛаГГ-3 (3 самолёта небоевые, сдано полком в ремонт 15 самолётов, получено 7 самолётов ЛаГГ-3) из 72 полученных в этот период.

Большинство самолётов, потеряных 269 ИАП осенью в районе Сочи-Туапсе уже найдено. Так же найдено несколько самолётов и в районе боевых действий в треугольнике Крымск-Новороссийск-Геленджик.

Так что нам расслаблятся рано, работы хватит ещё на долгое время.

Формум поисковиков по авиации, карта мест падений самолетов

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Если Вы человек, поставьте галочку.
пишите ответ, не словами, 😜
captcha
Генерация пароля