ЛаГГ-3 № 2501, 5 ВА, Марьина роща
Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:03Вчера еще раз обследовали место падения самолета ЛаГГ-3 выше Марьиной рощи. На месте падения наши коллеги впервые работали девять лет назад в мае 2014. Несколько архивных фотографий с того выхода
Вчера еще раз обследовали место падения самолета ЛаГГ-3 выше Марьиной рощи. На месте падения наши коллеги впервые работали девять лет назад в мае 2014. Несколько архивных фотографий с того выхода
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:06Так как точных координат у нас (увы) не было, пришлось побегать по склону, продираясь местами сквозь заросли. Но поиски увенчались успехом.
Так как точных координат у нас (увы) не было, пришлось побегать по склону, продираясь местами сквозь заросли. Но поиски увенчались успехом.
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:10Подтверждением того, что это именно ЛаГГ-3 стали найденные остатки боезапаса 12,7 и 20-мм. Плюс к этому характерные для ЛаГГ-3 технологические номера на обломках и агрегатная табличка с чекухой 31-го завода
Подтверждением того, что это именно ЛаГГ-3 стали найденные остатки боезапаса 12,7 и 20-мм. Плюс к этому характерные для ЛаГГ-3 технологические номера на обломках и агрегатная табличка с чекухой 31-го завода
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:15Пятно обломков довольно обширное, но крупные фрагменты практически отсутствуют. Удалось найти место удара о гору, до сих пор (спустя 80 с лишним лет) в этом месте осталась почти незаметная впадина, а направление с которого самолет почти плашмя упал на склон угадывается по сильно заросшей "просеке"
Пятно обломков довольно обширное, но крупные фрагменты практически отсутствуют. Удалось найти место удара о гору, до сих пор (спустя 80 с лишним лет) в этом месте осталась почти незаметная впадина, а направление с которого самолет почти плашмя упал на склон угадывается по сильно заросшей "просеке"
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:21Ничего из приборов и бортового вооружения на месте падения найдено не было, вполне вероятно что самолет (то что от него осталось) был вывезен еще во время войны
Ничего из приборов и бортового вооружения на месте падения найдено не было, вполне вероятно что самолет (то что от него осталось) был вывезен еще во время войны
Цитата: Алекс21 от 06.05.2023, 21:33На выходе из леса был встречен местный житель с семьёй, который рассказал, что этот самолёт известен ему с детства, и он с приятелями неоднократно вытаскивал с него обломки.
Так что всё самое ценное оборудование и уцелевшие запчасти были вывезены ещё в годы войны - сомнений нет, учитывая близость аэродромка. Но и тот факт, что после войны в течение 8 десятилетий самолёт постепенно разграблялся местными жителями - тоже очевиден.
На выходе из леса был встречен местный житель с семьёй, который рассказал, что этот самолёт известен ему с детства, и он с приятелями неоднократно вытаскивал с него обломки.
Так что всё самое ценное оборудование и уцелевшие запчасти были вывезены ещё в годы войны - сомнений нет, учитывая близость аэродромка. Но и тот факт, что после войны в течение 8 десятилетий самолёт постепенно разграблялся местными жителями - тоже очевиден.
Цитата: Синд от 06.05.2023, 21:49Да, местные жители однозначно "порезвились" на месте падения как впрочем (к сожалению), и на многих других
Да, местные жители однозначно "порезвились" на месте падения как впрочем (к сожалению), и на многих других
Цитата: Алекс21 от 06.05.2023, 22:07В ходе изучения и анализа найденных номерных обломков, а также имеющейся архивной документации, полученной из ЦАМО РФ, удалось установить, что самолёт ЛаГГ-3 принадлежал 269 ИАП 5ВА, базировавшемуся с 16 января 1943 года на аэродроме Геленджик.
Результатом поисков и подтверждением наших находок стал абзац из исторического очерка туапсинского историка С.И.Феоктистова "Истребители над Малой землёй".
Цитирую:
"...26 февраля было проведено всего 18 боевых вылетов, из них лётчиками 269 ИАПа - 11, 8 ЛаГГ-3 на сопровождение Ил-2 и 3 ЛаГГ-3 перехват вражеских самолётов.
В середине дня 6 Ил-2 из 47 ШАП ВВС ЧФ в сопровождении 8 ЛаГГ-3 269 ИАПа нанесли удар по Таманскому порту. На обратном пути группа советский самолётов несколько раз была атакована немецкими истребителями Bf-109. В результате атак были повреждены самолёты ЛаГГ-3 капитана Старостина и сержанта Рязанцева, сержанта Малышева.
К Геленджику подошли буквально на последних каплях бензина.
В нескольких километрах от аэродрома дал перебой и заглох мотор самолёта старшины Соколова: кончилось горючее. Старшина пытался посадить самолёт на фюзеляж на полевую площадку в Марьиной Роще, но неудачно. При вынужденной посадке с убранными шасси его ЛаГГ получил такие повреждения, что машину пришлось списать.
Пришлось сажать свой самолёт на фюзеляж и сержанту Рязанцеву, в воздушном бою было повреждено шасси. В отличие от Соколова его посадка прошла более удачно, и самолёт после полевого ремонта вскоре вернулся в строй.
Посадил на аэродром свой повреждённый ЛаГГ-3 и капитан Старостин, у самолёта был пробит киль, хвостовое оперение, руль высоты, правое крыло, отбит элерон.
Не повезло сержанту Малышеву, он смог посадить свой повреждённый ЛаГГ на косу Бугазского лимана, но лётчик попал в плен..."
В ходе изучения и анализа найденных номерных обломков, а также имеющейся архивной документации, полученной из ЦАМО РФ, удалось установить, что самолёт ЛаГГ-3 принадлежал 269 ИАП 5ВА, базировавшемуся с 16 января 1943 года на аэродроме Геленджик.
Результатом поисков и подтверждением наших находок стал абзац из исторического очерка туапсинского историка С.И.Феоктистова "Истребители над Малой землёй".
Цитирую:
"...26 февраля было проведено всего 18 боевых вылетов, из них лётчиками 269 ИАПа - 11, 8 ЛаГГ-3 на сопровождение Ил-2 и 3 ЛаГГ-3 перехват вражеских самолётов.
В середине дня 6 Ил-2 из 47 ШАП ВВС ЧФ в сопровождении 8 ЛаГГ-3 269 ИАПа нанесли удар по Таманскому порту. На обратном пути группа советский самолётов несколько раз была атакована немецкими истребителями Bf-109. В результате атак были повреждены самолёты ЛаГГ-3 капитана Старостина и сержанта Рязанцева, сержанта Малышева.
К Геленджику подошли буквально на последних каплях бензина.
В нескольких километрах от аэродрома дал перебой и заглох мотор самолёта старшины Соколова: кончилось горючее. Старшина пытался посадить самолёт на фюзеляж на полевую площадку в Марьиной Роще, но неудачно. При вынужденной посадке с убранными шасси его ЛаГГ получил такие повреждения, что машину пришлось списать.
Пришлось сажать свой самолёт на фюзеляж и сержанту Рязанцеву, в воздушном бою было повреждено шасси. В отличие от Соколова его посадка прошла более удачно, и самолёт после полевого ремонта вскоре вернулся в строй.
Посадил на аэродром свой повреждённый ЛаГГ-3 и капитан Старостин, у самолёта был пробит киль, хвостовое оперение, руль высоты, правое крыло, отбит элерон.
Не повезло сержанту Малышеву, он смог посадить свой повреждённый ЛаГГ на косу Бугазского лимана, но лётчик попал в плен..."
Цитата: Алекс21 от 06.05.2023, 22:17Таким образом можно с большой долей вероятности предположить, что не более чем в 900 метрах выше села Марьина Роща на склоне хребта было найдено место вынужденной посадки ЛаГГ-3 старшины Соколова.
На земле сохранилась характерная борозда, образующаяся при вынужденной посадке самолёта длиной не менее 20 метров, обломки моторного капота и фрагмент поддона картера мотора, которые мы нашли на глубине 40-50 см красноречиво говорят о том, что налицо факт совпадения событий, описанных в историческом очерке на основе документов из ЦАМО с обнаруженными на месте падения самолёта артефактами.
Таким образом можно с большой долей вероятности предположить, что не более чем в 900 метрах выше села Марьина Роща на склоне хребта было найдено место вынужденной посадки ЛаГГ-3 старшины Соколова.
На земле сохранилась характерная борозда, образующаяся при вынужденной посадке самолёта длиной не менее 20 метров, обломки моторного капота и фрагмент поддона картера мотора, которые мы нашли на глубине 40-50 см красноречиво говорят о том, что налицо факт совпадения событий, описанных в историческом очерке на основе документов из ЦАМО с обнаруженными на месте падения самолёта артефактами.
Цитата: Жека от 07.05.2023, 08:37В этом районе много самолетов, подбитых в районе Новороссийска, садились на вынужденные посадки. Нужно подтверждение номерами. Тем более, что на найденной табличке набито Ц-Н (центроплан) № 2501. Такой самолет был в составе 5 ВА и скорее всего был потерян в апреле 1943 года.
В этом районе много самолетов, подбитых в районе Новороссийска, садились на вынужденные посадки. Нужно подтверждение номерами. Тем более, что на найденной табличке набито Ц-Н (центроплан) № 2501. Такой самолет был в составе 5 ВА и скорее всего был потерян в апреле 1943 года.
Цитата: Алекс21 от 10.05.2023, 20:39Шильда оказалась шильдой с центроплана самолёта ЛаГГ-3 № 2501.
Самолёты 25-й серии были выпущены на заводе № 31 в Тбилиси в сентябре 1942 года
Шильда оказалась шильдой с центроплана самолёта ЛаГГ-3 № 2501.
Самолёты 25-й серии были выпущены на заводе № 31 в Тбилиси в сентябре 1942 года
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 10.05.2023, 20:43А вот с номером мотора № 843, найденном на обломке водяной помпы, пришлось повозится.
Оказалось, такой мотор стоял на самолёте ЛаГГ-3 № 31-40 из состава 62 АП ВВС ЧФ, самолёт был разбит в августе 42 года.
Разбитый самолёт был пущен на запчасти, вот таким образом объясняется присутствие номерных агрегатов с мотора одного самолёта на моторе другого самолёта.
А вот с номером мотора № 843, найденном на обломке водяной помпы, пришлось повозится.
Оказалось, такой мотор стоял на самолёте ЛаГГ-3 № 31-40 из состава 62 АП ВВС ЧФ, самолёт был разбит в августе 42 года.
Разбитый самолёт был пущен на запчасти, вот таким образом объясняется присутствие номерных агрегатов с мотора одного самолёта на моторе другого самолёта.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 10.05.2023, 20:48Соответственно, агрегаты и запчасти с разбитого ранее, а именно в 1942 году в районе Новороссийска, самолёта ЛаГГ-3 № 31-40, с мотором М-105 № 843 из состава 62 АП ВВС ЧФ, ставили на самолёты ЛаГГ-3 из других полков, базировавшихся на аэродроме Геленджик в начале 1943 года.
Ввиду острой нехватки запчастей эта практика была повсеместной на всех аэродромах черноморского побережья того времени.
Соответственно, агрегаты и запчасти с разбитого ранее, а именно в 1942 году в районе Новороссийска, самолёта ЛаГГ-3 № 31-40, с мотором М-105 № 843 из состава 62 АП ВВС ЧФ, ставили на самолёты ЛаГГ-3 из других полков, базировавшихся на аэродроме Геленджик в начале 1943 года.
Ввиду острой нехватки запчастей эта практика была повсеместной на всех аэродромах черноморского побережья того времени.
Цитата: Алекс21 от 10.05.2023, 21:04В результате боевых действий 269 ИАП 236 ИАД 5 ВА по прикрытию наземных войск в районе Туапсе, Шаумяна, Геленджика, Новороссийска, сопровождения штурмовиков на БШУ по СВ противника, а также прикритию ВМБ Геленджика, Туапсе из состава 269 ИАП в период действий с 23 октября 1942 года по 02 мая 1943 года с было потеряно 47 самолётов ЛаГГ-3 (3 самолёта небоевые, сдано полком в ремонт 15 самолётов, получено 7 самолётов ЛаГГ-3) из 72 полученных в этот период.
Большинство самолётов, потеряных 269 ИАП осенью в районе Сочи-Туапсе уже найдено. Так же найдено несколько самолётов и в районе боевых действий в треугольнике Крымск-Новороссийск-Геленджик.
Так что нам расслаблятся рано, работы хватит ещё на долгое время.
В результате боевых действий 269 ИАП 236 ИАД 5 ВА по прикрытию наземных войск в районе Туапсе, Шаумяна, Геленджика, Новороссийска, сопровождения штурмовиков на БШУ по СВ противника, а также прикритию ВМБ Геленджика, Туапсе из состава 269 ИАП в период действий с 23 октября 1942 года по 02 мая 1943 года с было потеряно 47 самолётов ЛаГГ-3 (3 самолёта небоевые, сдано полком в ремонт 15 самолётов, получено 7 самолётов ЛаГГ-3) из 72 полученных в этот период.
Большинство самолётов, потеряных 269 ИАП осенью в районе Сочи-Туапсе уже найдено. Так же найдено несколько самолётов и в районе боевых действий в треугольнике Крымск-Новороссийск-Геленджик.
Так что нам расслаблятся рано, работы хватит ещё на долгое время.