Форум

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

И-153 № 6713, 975 ИАП, сержант Тарелко М.К.

На этой неделе удалось вырваться в лес. По предварительной договорённости с человеком, который нашёл когда в районе г. Лысая, что в районе Чилипси (Индюк), большой фрагмент обшивки неизвестного самолёта, мы поехали его "копать".

Увы, фрагмент исчез, а многочисленные сигналы в районе его обнаружения оказались осколками от бомб и снарядов.

Состыковав все данные, которые мне были известны, я попросил Синда скинуть мне на вацап фото обломка крыла Ю-88А-4, который когда-то был найден в районе г. Лысая...

В итоге человек признал в присланном фото свою находку, которую он по незнанию просто оставил на том месте, где и выкопал.

Ю-88А-4 действительно бахнулся в нескольких км от этого места, был сбит зенитками. Значит этот фрагмент был вырван из крыла немецкого самолёта в результате попадания снаряда ЗА или при падении "юнкерс" просто стал разрушаться в воздухе, засоряя своими обломками все окрестности.

Делать было нечего и мы решили заскочить на неподалеку расположенное МП И-153, который, к сожалению, 6 лет назад так и не докопали. Найдя в обломках на МП 2 номера самолёта, 6293 и 6716, мы успокоились и свернувшись уехали. Оказалось, что таких номеров в нашей базе не было, и самолёт как бы "завис": прямых доказательств его принадлежности нет, а косвенные к делу не пришьешь.

История обнаружения этого самолёта очень длинная и интересная.

Естественно, он сразу же был найден ещё в то далёкое военное время, погибший лётчик опознан и похоронен, о чём в сведениях о безвозвратных потерях авиаполка была сделана запись.

Но прошло ВРЕМЯ. За 70 с лишним лет не стало свидетелей, растащили обломки, но память человеческая сохранила воспоминание о том, что на г. Лысая в годы войны разбился советский самолёт, лётчик погиб. Какой самолёт, кто был лётчиком, уже никто не мог сказать.

Но шли годы, как то нам в руки попали вот такие документы

Загруженные файлы:
  • чилипси-рапорт.jpg
  • чилипси-карта.jpg
  • Ковалевский-В.Л.-с-самолётом.jpg
  • Прудников-Б.Н-с-самолётом.jpg

Я сохранил их, думая, может быть когда нибудь получится определить, чей это самолёт. Впоследствии, разговаривая с хозяевами расположенной неподалёку турбазы, на схеме она обозначена домиками, удалось узнать, что мотор и крупные части самолёта их шофёр сдал в металлолом...

Вот несколько фото из выезда 2013 года.

Загруженные файлы:
  • IMGP5720.JPG
  • IMGP5721.JPG
  • IMGP5719.JPG
  • IMGP5729.JPG
  • IMGP5730.JPG
  • IMGP5733.JPG
  • IMGP5734.JPG
  • IMGP5724.JPG
  • IMG_20150604_145155.jpg
  • IMG_20150604_135433.jpg

Ещё немного

Загруженные файлы:
  • IMGP5736.JPG
  • IMGP5722.JPG
  • IMGP5728.JPG

Как видно из фото место падения стремительно зарастает молодым лесом.

Спустившись чуть ниже турбазы, мы оставили свой "уазик" на краю дороги. В этом месте можно спокойно заходить в лес - а чуть ниже начинается обрыв.

Как я уже сказал выше, лес стремительно опушился молодняком, и пройти на МП к куче найденных нами когда то обломков стало проблематичным. Слава Богу, память пока не подвела, и поднявшись на косогор я включил МДшку. Через несколько шагов он издал характерный для цветного металла звук и из под лопаты показался обломок обшивки...

Мы на месте!

Подошли ребята, обломки самолёта залегали на глубине 5-10 см сплошным ковром. Причём все хором отметили - место некопанное!!!

Я ничего не мог им ответить: значит мы не всю территорию смогли обследовать и отработать в прошлый раз...

 

Загруженные файлы:
  • 20191004_091225.jpg
  • 20191004_091235.jpg
  • 20191004_091244.jpg
  • 20191004_111028.jpg
  • 20191004_111037.jpg
  • 20191004_111026.jpg
  • 20191004_123146.jpg
  • 20191004_123149.jpg
  • 20191004_130450.jpg

Сразу набралась приличная кучка - не успевал обрабатывать и осматривать. Наш новичок, Сергей, подкинул мне панель, которую по характерным вырезам я определил как из кабины, на обратной стороне панели рассмотрел номер - 6602!

Первый пошёл!!! Это был уже третий номер самолёта, который был найден на МП, но всё не те...

Решил осмотреть сначала крупные обломки, взял в руки кусок обшивки, с частично обрезанным лючком, солдатики на так называемые "солдатские поделки" кромсали всё и вся!

Развернул, выгнул и с внутренней стороне петли с обрезанного лючка на меня смотрел номер - 6713.

ЭТО БЫЛ НАШ НОМЕР!!!

Загруженные файлы:
  • 20191004_123155.jpg
  • 20191004_124246.jpg
  • 20191004_124254.jpg
Варвар отреагировал на эту запись.
Варвар

Ну вот и настал момент истины! Сразу вспомнил замечательный кинофильм "В августе 44-го..."

Бабушка приехала!!!

Этот номер - 6713, расставлял всё по своим местам, он был тем самым недостающим звеном, который связывал все факты воедино!

Самолёт И-153 № 6713, с мотором М-62 № 622239, из состава 975 ИАП, был списан приказом по 5 ВА от 03 февраля 1943 № 025 как не вернувшийся с боевого задания в январе 1943 года.

Загруженные файлы:
  • Ф.-5-ВА-оп.-5005-д.-5-л.-35.jpg
Варвар отреагировал на эту запись.
Варвар

Выписка из боевого донесения 975 ИАПа за один из январских боевых вылетов гласила:

.....11.1.1943  при полёте на аэродром Краснодар не вернулись с боевого задания 2 И-153 пилоты Тарелко, Фёдоров, и И-16 пилот Аганичев. По донесению экипажей и наземных войск сержант Тарелко, подбитый огнём ЗА противника в районе Краснодара, врезался в землю у г. Лысая, самолёт И-153 сгорел, пилот погиб. Сержант Федоров был сбит огнем ЗА противника над аэродромом Краснодар. Старший сержант Аганичев подбитый огнем ЗА над целью упал 10 км Ю-В Геленджик. Самолёт И-16 разбит ремонту не подлежит, пилот тяжело ранен, находится в госпитале № 43.

Загруженные файлы:
  • 12345.jpg
  • 123-2.jpg
  • 1234.jpg
  • тарелко.jpg

Несколько лет назад, когда мы искали информацию по другому И-153, сбитому в районе с. Индюк, один из местных старожилов упомянул, что на краю кладбища в селе похоронили лётчика с Лысой...В то время эта информация меня не заинтересовала, так как я искал информацию о лётчике, погибшем на хребте в районе р.Чистой. Это два разных места и два разных самолёта, хотя и одного типа. А вот теперь она стала важным кирпичиком в мавзолее памяти о сержанте Тарелко М.К.

Продолжая поиски мы наткнулись на свою старую кучу обломков. " Слава Богу, металлоломщики сюда не добрались..." подумал я и осёкся, главные артефакты то уже были сданы в металлолом. Перебрал их в поиске дубля номера, но нашёл ещё один на косынке металлической конструкции фюзеляжа самолёта. Сохран обломков просто поражает воображение - заводские клейма на металлических хомутах и деталях видны невооружённым глазом!!! Что говорить уже об алюминии?!

Загруженные файлы:
  • 20191004_130956.jpg
  • 20191004_131000.jpg
  • 20191004_131004.jpg
  • 20191004_140208.jpg
  • 20191004_140210.jpg
  • 20191004_140215.jpg
  • 20191004_144113.jpg
  • 20191004_144119.jpg
  • 20191004_144130.jpg
  • 20191004_144227.jpg

Таким образом, спустя 6 лет, нам всё же удалось идентифицировать этот И-153 и уже навечно вписать его номер и фамилию пилота, сержанта Тарелко Михаила Карповича, в героическую историю защитников нашей Родины.

Правильно гласит народный девиз, негласно передающийся из уст в уста: "К самолётам надо возвращаться..."

 

И всё было бы радужным и красивым если бы не одно "НО".

Лётчик Тарелко М.К., оказывается, захоронен на воинском мемориале в селе Пляхо, Туапсинского района.

Загруженные файлы:
  • захоронение.jpg
  • tild3065-6634-4561-b366-633837383264__p2070509.jpg
  • tild6236-3965-4330-b437-623333363933__p2070510.jpg

Как же такое может быть?

Оказывается, может быть. Под фамилий Тарелко М.К. похоронен совсем другой лётчик.

В ходе поисковых мероприятий мне удалось установить, что это лётчик штрафной эскадрильи 267 ИАП, старший сержант Цурко Василий Степанович, погибший в воздушном бою в районе горы Фаше 06.10.1942 года.

Место падения и гибели сержанта Тарелко М.К. находится на верхушке хребта в районе г. Лысая.

Место гибели ст. сержанта Цурко В.С. находится рядом с верхушкой хребта горы Фаше, в 11 км по прямой на запад от МП на г. Лысая.

Расстояние по прямой от с. Пляхо до МП на г. Фаше - около 19 км, до МП на г. Лысая - около 29 км. Это по воздуху, но в горах прямых нет, только по тропам, по дорогам, по речкам...

Обстоятельства гибели ст. сержанта Цурко В.С. по месту полностью совпадают с расположением обломков его боевой машины.

У меня есть архивные документы, по которым можно убедится именно в этом факте.

К сожалению, в то время произошли несколько недоразумений, в ходе которых, из-за нехватки информации ошибочно был идентифицирован погибший лётчик.

Загруженные файлы:
  • Статья-2.JPG
  • Статья-8.JPG
  • Статья-9.JPG
  • Статья-10.JPG
  • Статья-5.JPG
  • Статья-6.JPG
  • Статья-7.JPG
  • Статья-11.JPG
  • Фото-1.JPG

История лётчика Цурко В.С. - это уже другая история...

Формум поисковиков по авиации, карта мест падений самолетов

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Если Вы человек, поставьте галочку.
пишите ответ, не словами, 😜
captcha
Генерация пароля