Забытая могила капитана Свеженцева

Осенью 2017 года неожиданное продолжение получила история капитана Свеженцева. Об обнаружении его истребителя, о самом летчике-герое, был ранее опубликован материал «29 боев капитана Свеженцева».

Жительница г. Крымска Валентина Капитоновна, прочла в прошлогодней газете статью о героическом защитнике кубанского неба капитане Свеженцеве и обстоятельствах его гибели.
Еще до войны семья Валентины Капитоновны жила на хуторе Шибик. Ее мать весной 1943 года была очевидицей того самого боя и присутствовала при захоронении летчика. Капитана завернули в парашют и похоронили на краю поляны за хутором.
Будучи маленькой девочкой Валя часто собирала в этом лесу грибы и ягоды. Именно тогда мать впервые показала ей могилу летчика. Шли годы, не стало хутора Шибик, ушли из жизни очевидцы воздушного боя и последующего захоронения пилота. Да и сама Валентина Капитоновна последний раз была в том месте в 1984 году.

Но, теперь прочитав газетную статью, рассказанные мамой события вспыхнули в памяти с новой силой. Ни минуты не колеблясь Валентина Капитоновна набрала номер редакции и рассказала журналистам все, что знала.
Туманным ноябрьским утром Валентина Капитоновна уверенно вела нас через лес к месту захоронения, так как-будто и не прошло больше 30 лет с того дня, когда она крайний раз собирала в этом лесу грибы. Перейдя пересохшее русло ручья мы поднялись на крутой обрыв: вот тут была могила, – с уверенностью указала наша проводница.

Спустя десятилетия ничто не напоминало о захоронении. В другой ситуации мы бы прошли мимо и глазу не было бы за что зацепиться, но теперь все дружно взялись за лопаты. На третьем штыке из-под лезвия лопаты вывалилось кольцо парашютной системы.

Тело летчика лежало на куске перкалевой самолетной обшивки фюзеляжа. Обе ноги были поломаны со смещением выше колена, раздроблены тазовые кости и частично ребра с левой стороны.

На голове летчика одет трофейный шлемофон: роскошь, которую весной 1943 года мог позволить себе далеко не каждый летчик. Из снаряжения была только парашютная система и простенький казачий ремешок. Видимо планшет, кабуру с пистолетом и документы забрали солдаты проводившие захоронение.
Никаких опознавательных знаков различия с останками найдено небыло. Но, по костным останкам и зубам было видно, что это не 18-ти летний мальчишка, а более взрослый человек, ближе к 30 годам. В сочетании с казачьим ремнем и трофейным шлемофоном, это все подтверждало рассказанную Валентиной Капитоновной историю о капитане Свеженцеве.

Евгений Порфирьев «Кубанский плацдарм»

0

Добавить комментарий