Форум

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Р-10 № 16/16, 23 шап ВВС ЧФ, район Марухского ледника

В прошлом году, занимаясь подготовкой к выезду в Карачаево-Черкессию, обсуждали в переписке места падений самолетов в местах боев на перевалах Кавказа. Одним из них был Р-10 № 16/16 из состава 23 шап ВВС ЧФ. В акте расследования летных боевых потерь сказано:

Р-10 № 16/16 - 2 аэ 23 АП. Николай Николаевич Подозеров, Иван Трофимович Осианов. 01.11.1942 БУ по перевалу Марухский. Одиночный полет. Не вернулся с б/з.

Наш коллега Александр Мирзонов, занимающийся историей сражения за перевалы, нашел в немецких архивах такие сведения:

01.11.1942 в отчете разведотдела штаба 4 горноегерской дивизии вермахта указано, что в 8.30 (время Берлинское) русский самолет упал севернее Марухского перевала, почти полностью разрушен, обнаружен мертвый летчик, при нем обнаружена сохранившаяся карта. Согласно донесения самолет долго кружил над базой "Людвиг" (так в немецких отчетах именовалась база горных егерей в районе озера Халего)

Загруженные файлы:
  • 301117.jpg
  • Гансовское-донесение.jpg

После того, как немцев отбросили от перевалов, в августе 1943 года поисковая команда 284 стрелкового полка обнаружила в районе Марухского перевала останки и документы двух погибших советских офицеров, одним из них был лейтенант Николай Подозеров, видимо егеря забрали только планшет с полетной картой. Кроме удостоверения Николая Подозерова были найдены также частично сохранившаяся фотография и перегоночное удостоверение

Загруженные файлы:
  • 301121-670.jpg
  • Удостоверение.jpg
  • 301123-670.jpg
  • перегоночный-лист.jpg

После опубликования Александром Мирзоновым статьи Непридуманная история  на сайте Risk.ru, буквально в течение месяца нашелся внук Николая Николаевича Подозерова. Нил Евгеньевич живет в Санкт-Петербурге. Он прислал фотографии деда из семейного архива

Загруженные файлы:
  • Подозеров.jpg
  • 301772-1200.jpg

В этом году история получила продолжение. Наши коллеги из Самары, Челябинска и Башкирии работали на местах боев на Марухском перевале. Ими были обнаружены части самолета Р-10, а также обломки мотора с его номером

Загруженные файлы:
  • WhatsApp-Image-2020-08-08-at-22.31.05-1.jpg
  • WhatsApp-Image-2020-08-08-at-22.31.06-1.jpg
  • WhatsApp-Image-2020-08-08-at-22.31.06.jpg
  • WhatsApp-Image-2020-08-08-at-22.31.09.jpg
  • Обломки-рамы.jpg
  • WhatsApp-Image-2020-08-08-at-22.34.47.jpg
  • Номер-мотора-1.jpg

Номер мотора совпадает с номером мотора, который был установлен на самолете лейтенанта Подозерова

Загруженные файлы:
  • 5f3017fc9d46e_108051035.jpg.5fbb8b8deaf26fb8bd0888a036353c9f.jpg

Примерно в двухстах метрах от основной кучи остатков самолета был обнаружен лентоприемник от пулемета ШКАС

Загруженные файлы:
  • Лентоприемник.jpg

Донесение о безвозвратных потерях, стрелок-бомбардир самолета в нем указан как Асланов (видимо в акте расследования летных боевых потерь типичная "ошибка писаря")

Загруженные файлы:
  • Донесение-о-гибели.jpg

Самолет Р-10 довольно редкий, разрабатывался как разведчик в КБ Харьковского авиазавода под руководством профессора Немана (который был репрессирован) и имел заводской индекс ХАИ-5. Всегот было выпущено менее 500 машин.

Согласно архивным данным во второй половине 1942 года в составе 23 шап ВВС ЧФ было 13 Р-10, из которых в сентябре-ноябре 1942 года потеряно 9 (из них три - в Карачаево-Черкессии)

К сожалению, не удалось отыскать родственников воздушного стрелка-бомбардира младшего лейтенанта Ивана Трофимовича Асланова (в документах в графе семья стоит прочерк)

Формум поисковиков по авиации, карта мест падений самолетов

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Если Вы человек, поставьте галочку.
пишите ответ, не словами, 😜
captcha
Генерация пароля