И-153 № 6713, 975 ИАП, сержант Тарелко М.К.
Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 16:35На этой неделе удалось вырваться в лес. По предварительной договорённости с человеком, который нашёл когда в районе г. Лысая, что в районе Чилипси (Индюк), большой фрагмент обшивки неизвестного самолёта, мы поехали его "копать".
Увы, фрагмент исчез, а многочисленные сигналы в районе его обнаружения оказались осколками от бомб и снарядов.
Состыковав все данные, которые мне были известны, я попросил Синда скинуть мне на вацап фото обломка крыла Ю-88А-4, который когда-то был найден в районе г. Лысая...
В итоге человек признал в присланном фото свою находку, которую он по незнанию просто оставил на том месте, где и выкопал.
Ю-88А-4 действительно бахнулся в нескольких км от этого места, был сбит зенитками. Значит этот фрагмент был вырван из крыла немецкого самолёта в результате попадания снаряда ЗА или при падении "юнкерс" просто стал разрушаться в воздухе, засоряя своими обломками все окрестности.
Делать было нечего и мы решили заскочить на неподалеку расположенное МП И-153, который, к сожалению, 6 лет назад так и не докопали. Найдя в обломках на МП 2 номера самолёта, 6293 и 6716, мы успокоились и свернувшись уехали. Оказалось, что таких номеров в нашей базе не было, и самолёт как бы "завис": прямых доказательств его принадлежности нет, а косвенные к делу не пришьешь.
История обнаружения этого самолёта очень длинная и интересная.
Естественно, он сразу же был найден ещё в то далёкое военное время, погибший лётчик опознан и похоронен, о чём в сведениях о безвозвратных потерях авиаполка была сделана запись.
Но прошло ВРЕМЯ. За 70 с лишним лет не стало свидетелей, растащили обломки, но память человеческая сохранила воспоминание о том, что на г. Лысая в годы войны разбился советский самолёт, лётчик погиб. Какой самолёт, кто был лётчиком, уже никто не мог сказать.
Но шли годы, как то нам в руки попали вот такие документы
На этой неделе удалось вырваться в лес. По предварительной договорённости с человеком, который нашёл когда в районе г. Лысая, что в районе Чилипси (Индюк), большой фрагмент обшивки неизвестного самолёта, мы поехали его "копать".
Увы, фрагмент исчез, а многочисленные сигналы в районе его обнаружения оказались осколками от бомб и снарядов.
Состыковав все данные, которые мне были известны, я попросил Синда скинуть мне на вацап фото обломка крыла Ю-88А-4, который когда-то был найден в районе г. Лысая...
В итоге человек признал в присланном фото свою находку, которую он по незнанию просто оставил на том месте, где и выкопал.
Ю-88А-4 действительно бахнулся в нескольких км от этого места, был сбит зенитками. Значит этот фрагмент был вырван из крыла немецкого самолёта в результате попадания снаряда ЗА или при падении "юнкерс" просто стал разрушаться в воздухе, засоряя своими обломками все окрестности.
Делать было нечего и мы решили заскочить на неподалеку расположенное МП И-153, который, к сожалению, 6 лет назад так и не докопали. Найдя в обломках на МП 2 номера самолёта, 6293 и 6716, мы успокоились и свернувшись уехали. Оказалось, что таких номеров в нашей базе не было, и самолёт как бы "завис": прямых доказательств его принадлежности нет, а косвенные к делу не пришьешь.
История обнаружения этого самолёта очень длинная и интересная.
Естественно, он сразу же был найден ещё в то далёкое военное время, погибший лётчик опознан и похоронен, о чём в сведениях о безвозвратных потерях авиаполка была сделана запись.
Но прошло ВРЕМЯ. За 70 с лишним лет не стало свидетелей, растащили обломки, но память человеческая сохранила воспоминание о том, что на г. Лысая в годы войны разбился советский самолёт, лётчик погиб. Какой самолёт, кто был лётчиком, уже никто не мог сказать.
Но шли годы, как то нам в руки попали вот такие документы
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 16:40Я сохранил их, думая, может быть когда нибудь получится определить, чей это самолёт. Впоследствии, разговаривая с хозяевами расположенной неподалёку турбазы, на схеме она обозначена домиками, удалось узнать, что мотор и крупные части самолёта их шофёр сдал в металлолом...
Вот несколько фото из выезда 2013 года.
Я сохранил их, думая, может быть когда нибудь получится определить, чей это самолёт. Впоследствии, разговаривая с хозяевами расположенной неподалёку турбазы, на схеме она обозначена домиками, удалось узнать, что мотор и крупные части самолёта их шофёр сдал в металлолом...
Вот несколько фото из выезда 2013 года.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 16:53Как видно из фото место падения стремительно зарастает молодым лесом.
Спустившись чуть ниже турбазы, мы оставили свой "уазик" на краю дороги. В этом месте можно спокойно заходить в лес - а чуть ниже начинается обрыв.
Как я уже сказал выше, лес стремительно опушился молодняком, и пройти на МП к куче найденных нами когда то обломков стало проблематичным. Слава Богу, память пока не подвела, и поднявшись на косогор я включил МДшку. Через несколько шагов он издал характерный для цветного металла звук и из под лопаты показался обломок обшивки...
Мы на месте!
Подошли ребята, обломки самолёта залегали на глубине 5-10 см сплошным ковром. Причём все хором отметили - место некопанное!!!
Я ничего не мог им ответить: значит мы не всю территорию смогли обследовать и отработать в прошлый раз...
Как видно из фото место падения стремительно зарастает молодым лесом.
Спустившись чуть ниже турбазы, мы оставили свой "уазик" на краю дороги. В этом месте можно спокойно заходить в лес - а чуть ниже начинается обрыв.
Как я уже сказал выше, лес стремительно опушился молодняком, и пройти на МП к куче найденных нами когда то обломков стало проблематичным. Слава Богу, память пока не подвела, и поднявшись на косогор я включил МДшку. Через несколько шагов он издал характерный для цветного металла звук и из под лопаты показался обломок обшивки...
Мы на месте!
Подошли ребята, обломки самолёта залегали на глубине 5-10 см сплошным ковром. Причём все хором отметили - место некопанное!!!
Я ничего не мог им ответить: значит мы не всю территорию смогли обследовать и отработать в прошлый раз...
Загруженные файлы:
Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:02Сразу набралась приличная кучка - не успевал обрабатывать и осматривать. Наш новичок, Сергей, подкинул мне панель, которую по характерным вырезам я определил как из кабины, на обратной стороне панели рассмотрел номер - 6602!
Первый пошёл!!! Это был уже третий номер самолёта, который был найден на МП, но всё не те...
Решил осмотреть сначала крупные обломки, взял в руки кусок обшивки, с частично обрезанным лючком, солдатики на так называемые "солдатские поделки" кромсали всё и вся!
Развернул, выгнул и с внутренней стороне петли с обрезанного лючка на меня смотрел номер - 6713.
ЭТО БЫЛ НАШ НОМЕР!!!
Сразу набралась приличная кучка - не успевал обрабатывать и осматривать. Наш новичок, Сергей, подкинул мне панель, которую по характерным вырезам я определил как из кабины, на обратной стороне панели рассмотрел номер - 6602!
Первый пошёл!!! Это был уже третий номер самолёта, который был найден на МП, но всё не те...
Решил осмотреть сначала крупные обломки, взял в руки кусок обшивки, с частично обрезанным лючком, солдатики на так называемые "солдатские поделки" кромсали всё и вся!
Развернул, выгнул и с внутренней стороне петли с обрезанного лючка на меня смотрел номер - 6713.
ЭТО БЫЛ НАШ НОМЕР!!!
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:07Ну вот и настал момент истины! Сразу вспомнил замечательный кинофильм "В августе 44-го..."
Бабушка приехала!!!
Этот номер - 6713, расставлял всё по своим местам, он был тем самым недостающим звеном, который связывал все факты воедино!
Самолёт И-153 № 6713, с мотором М-62 № 622239, из состава 975 ИАП, был списан приказом по 5 ВА от 03 февраля 1943 № 025 как не вернувшийся с боевого задания в январе 1943 года.
Ну вот и настал момент истины! Сразу вспомнил замечательный кинофильм "В августе 44-го..."
Бабушка приехала!!!
Этот номер - 6713, расставлял всё по своим местам, он был тем самым недостающим звеном, который связывал все факты воедино!
Самолёт И-153 № 6713, с мотором М-62 № 622239, из состава 975 ИАП, был списан приказом по 5 ВА от 03 февраля 1943 № 025 как не вернувшийся с боевого задания в январе 1943 года.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:18Выписка из боевого донесения 975 ИАПа за один из январских боевых вылетов гласила:
.....11.1.1943 при полёте на аэродром Краснодар не вернулись с боевого задания 2 И-153 пилоты Тарелко, Фёдоров, и И-16 пилот Аганичев. По донесению экипажей и наземных войск сержант Тарелко, подбитый огнём ЗА противника в районе Краснодара, врезался в землю у г. Лысая, самолёт И-153 сгорел, пилот погиб. Сержант Федоров был сбит огнем ЗА противника над аэродромом Краснодар. Старший сержант Аганичев подбитый огнем ЗА над целью упал 10 км Ю-В Геленджик. Самолёт И-16 разбит ремонту не подлежит, пилот тяжело ранен, находится в госпитале № 43.
Выписка из боевого донесения 975 ИАПа за один из январских боевых вылетов гласила:
.....11.1.1943 при полёте на аэродром Краснодар не вернулись с боевого задания 2 И-153 пилоты Тарелко, Фёдоров, и И-16 пилот Аганичев. По донесению экипажей и наземных войск сержант Тарелко, подбитый огнём ЗА противника в районе Краснодара, врезался в землю у г. Лысая, самолёт И-153 сгорел, пилот погиб. Сержант Федоров был сбит огнем ЗА противника над аэродромом Краснодар. Старший сержант Аганичев подбитый огнем ЗА над целью упал 10 км Ю-В Геленджик. Самолёт И-16 разбит ремонту не подлежит, пилот тяжело ранен, находится в госпитале № 43.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:29Несколько лет назад, когда мы искали информацию по другому И-153, сбитому в районе с. Индюк, один из местных старожилов упомянул, что на краю кладбища в селе похоронили лётчика с Лысой...В то время эта информация меня не заинтересовала, так как я искал информацию о лётчике, погибшем на хребте в районе р.Чистой. Это два разных места и два разных самолёта, хотя и одного типа. А вот теперь она стала важным кирпичиком в мавзолее памяти о сержанте Тарелко М.К.
Продолжая поиски мы наткнулись на свою старую кучу обломков. " Слава Богу, металлоломщики сюда не добрались..." подумал я и осёкся, главные артефакты то уже были сданы в металлолом. Перебрал их в поиске дубля номера, но нашёл ещё один на косынке металлической конструкции фюзеляжа самолёта. Сохран обломков просто поражает воображение - заводские клейма на металлических хомутах и деталях видны невооружённым глазом!!! Что говорить уже об алюминии?!
Несколько лет назад, когда мы искали информацию по другому И-153, сбитому в районе с. Индюк, один из местных старожилов упомянул, что на краю кладбища в селе похоронили лётчика с Лысой...В то время эта информация меня не заинтересовала, так как я искал информацию о лётчике, погибшем на хребте в районе р.Чистой. Это два разных места и два разных самолёта, хотя и одного типа. А вот теперь она стала важным кирпичиком в мавзолее памяти о сержанте Тарелко М.К.
Продолжая поиски мы наткнулись на свою старую кучу обломков. " Слава Богу, металлоломщики сюда не добрались..." подумал я и осёкся, главные артефакты то уже были сданы в металлолом. Перебрал их в поиске дубля номера, но нашёл ещё один на косынке металлической конструкции фюзеляжа самолёта. Сохран обломков просто поражает воображение - заводские клейма на металлических хомутах и деталях видны невооружённым глазом!!! Что говорить уже об алюминии?!
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:35Таким образом, спустя 6 лет, нам всё же удалось идентифицировать этот И-153 и уже навечно вписать его номер и фамилию пилота, сержанта Тарелко Михаила Карповича, в героическую историю защитников нашей Родины.
Правильно гласит народный девиз, негласно передающийся из уст в уста: "К самолётам надо возвращаться..."
Таким образом, спустя 6 лет, нам всё же удалось идентифицировать этот И-153 и уже навечно вписать его номер и фамилию пилота, сержанта Тарелко Михаила Карповича, в героическую историю защитников нашей Родины.
Правильно гласит народный девиз, негласно передающийся из уст в уста: "К самолётам надо возвращаться..."
Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 17:40И всё было бы радужным и красивым если бы не одно "НО".
Лётчик Тарелко М.К., оказывается, захоронен на воинском мемориале в селе Пляхо, Туапсинского района.
И всё было бы радужным и красивым если бы не одно "НО".
Лётчик Тарелко М.К., оказывается, захоронен на воинском мемориале в селе Пляхо, Туапсинского района.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 06.10.2019, 18:02Как же такое может быть?
Оказывается, может быть. Под фамилий Тарелко М.К. похоронен совсем другой лётчик.
В ходе поисковых мероприятий мне удалось установить, что это лётчик штрафной эскадрильи 267 ИАП, старший сержант Цурко Василий Степанович, погибший в воздушном бою в районе горы Фаше 06.10.1942 года.
Место падения и гибели сержанта Тарелко М.К. находится на верхушке хребта в районе г. Лысая.
Место гибели ст. сержанта Цурко В.С. находится рядом с верхушкой хребта горы Фаше, в 11 км по прямой на запад от МП на г. Лысая.
Расстояние по прямой от с. Пляхо до МП на г. Фаше - около 19 км, до МП на г. Лысая - около 29 км. Это по воздуху, но в горах прямых нет, только по тропам, по дорогам, по речкам...
Обстоятельства гибели ст. сержанта Цурко В.С. по месту полностью совпадают с расположением обломков его боевой машины.
У меня есть архивные документы, по которым можно убедится именно в этом факте.
К сожалению, в то время произошли несколько недоразумений, в ходе которых, из-за нехватки информации ошибочно был идентифицирован погибший лётчик.
Как же такое может быть?
Оказывается, может быть. Под фамилий Тарелко М.К. похоронен совсем другой лётчик.
В ходе поисковых мероприятий мне удалось установить, что это лётчик штрафной эскадрильи 267 ИАП, старший сержант Цурко Василий Степанович, погибший в воздушном бою в районе горы Фаше 06.10.1942 года.
Место падения и гибели сержанта Тарелко М.К. находится на верхушке хребта в районе г. Лысая.
Место гибели ст. сержанта Цурко В.С. находится рядом с верхушкой хребта горы Фаше, в 11 км по прямой на запад от МП на г. Лысая.
Расстояние по прямой от с. Пляхо до МП на г. Фаше - около 19 км, до МП на г. Лысая - около 29 км. Это по воздуху, но в горах прямых нет, только по тропам, по дорогам, по речкам...
Обстоятельства гибели ст. сержанта Цурко В.С. по месту полностью совпадают с расположением обломков его боевой машины.
У меня есть архивные документы, по которым можно убедится именно в этом факте.
К сожалению, в то время произошли несколько недоразумений, в ходе которых, из-за нехватки информации ошибочно был идентифицирован погибший лётчик.
Загруженные файлы: