Форум

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Ил-2 № 1872832, 765 ШАП, мл. л-нт Кужелев В.И.

Давненько не брал я в руки клаву....

В понедельник, около 10 утра, мне позвонил директор Туапсинского музея обороны М.М.Баламатов и сообщил интересное известие: при проведении дноуглубительных работ в районе Порт-Кавказа земснарядом поднят со дна моря самолёт Ил-2 с останками лётчика. Продиктовал номер телефона капитана судна...

Сразу оговорюсь, капитаном з/с "Кадош", который поднял легендарный штурмовик со дна пролива оказался сын не менее легендарного краеведа и историка, известного по книге "История - это то, что было..." Эдуарда Ивановича Пятигорского - Константин. И если бы не это стечение обстоятельств, то может быть этого рассказа с фотографиями и не было бы совсем.

Связь была, скажем прямо, хреновая. Наверно с 30-го раза удалось созвониться, договорились на высылку в мой адрес по вацапу фотографий с обломками самолёта. Хотелось удостовериться, что тип самолёта установлен правильно и предложить свои услуги в поиске номера самолёта/мотора для дальнейшего установления личности пилота...

Минут через 40 с незнакомого телефона пришли 2 фото - 3-х лопастного винта с шевронной шестернёй и мотора АМ-38, лежащего на палубе судна. Тихое разочарование охватило меня при виде этих двух снимков.

Набрался наглости и затребовал чтобы прислали как можно больше фотографий всех обломков, иначе я не смогу показать те места, где можно было бы найти номер самолёта или мотора. А по ним уже и определить данные нашего лётчика.

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0009.jpg
  • IMG-20190610-WA0010.jpg

Потом фотографии посыпались, как из рога изобилия...Удалось созвониться и назвать по фотографиям обломков несколько мест, где можно было бы быстрее всего найти номера...

Но объём работы был коллосссальный!!!

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0048.jpg

Немного фото

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0012.jpg
  • IMG-20190610-WA0013.jpg
  • IMG-20190610-WA0050.jpg
  • IMG-20190610-WA0049.jpg
  • IMG-20190610-WA0051.jpg
  • IMG-20190610-WA0052.jpg
  • IMG-20190610-WA0055.jpg
  • IMG-20190610-WA0047.jpg
  • IMG-20190610-WA0057.jpg
  • IMG-20190610-WA0056.jpg

Судя по фотографиям, подъём обломков был осуществлён ночью, и после обнаружения на борту среди обломков самолёта несколько РС-82 и ФАБ-50 работы остановили до утра.

Потом нашли останки пилота...

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0022.jpg
  • IMG-20190610-WA0023.jpg
  • IMG-20190610-WA0024.jpg
  • IMG-20190610-WA0025.jpg
  • IMG-20190610-WA0026.jpg
  • IMG-20190610-WA0027.jpg
  • IMG-20190610-WA0028.jpg
  • IMG-20190610-WA0041.jpg
  • IMG-20190610-WA0053.jpg

Среди останков попались личные вещи лётчика и колодка от медали "За отвагу"...

Загруженные файлы:
  • IMG-20190611-WA0014.jpg
  • IMG-20190611-WA0015.jpg
  • IMG-20190611-WA0016.jpg
  • IMG-20190611-WA0017.jpg
  • IMG-20190611-WA0021.jpg
  • IMG-20190611-WA0022.jpg
  • IMG-20190611-WA0018.jpg
  • IMG-20190611-WA0019.jpg
  • IMG-20190611-WA0020.jpg

Пока искали номера и пересылали фотографии обломков перевалило за 12 часов дня. Прошло ещё около часа когда пришло всего одно фото - и это был номер мотора на ребре остатков редуктора Ш 293910.

Это уже был результат, с которым можно было докладывать наверх!

С таким известием сразу отзвонился Жеке, пришла пора подключать "тяжёлую артиллерию".

Одновременно полез в нашу базу самолётов, как это всегда бывает, номер нашёлся почти в конце списка...

Загруженные файлы:
  • 20190610_133333.jpg
  • IMG-20190610-WA0018.jpg

"ШЭФФ", находясь на совещании ухитрился связаться с Борисом Давыдовым, выдал ему данные по самолёту и попросил помощи в установлении лётчика.

в 13.58 пришёл ответ: 13.03.1943 год, мл. л-нт Кужелев...

Прошло чуть больше 3-х часов от получения информации до установления фамилии погибшего лётчика!!!

Я был в шоке!

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0059.jpg

Чуть позже Жека прислал документ об обстоятельствах гибели младшего лейтенанта Кужелева В.И.

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0016.jpg
  • IMG-20190610-WA0017.jpg

Ещё попозже нашли информацию о награждении Кужелева В.И. медалью "За отвагу" в январе 1943 года и орденом Боевого Красного Знамени 14 марта 1943 года. К сожалению, уже посмертно.

Загруженные файлы:
  • IMG-20190610-WA0061.jpg
  • IMG-20190610-WA0060.jpg

Завтра ребята поедут в Порт-Кавказ, заберут обломки самолёта Ил-2 для музея в Анапе.

Вопрос о месте и дате захоронения лётчика 765 ШАПа мл. л-нта Кужелева В.И. решается.

 

Руководство нашей организации выразило благодарность экипажу земснаряда "Кадош".

От себя лично хочу поблагодарить ВСЕХ, принимавших участие в возвращении нашего лётчика из последнего полёта.

Один бы я ничего не смог сделать - только вместе, сообща, мы можем решать такие вопросы истории!

Загруженные файлы:
  • IMG-20190614-WA0017.jpg

Вчера забрали в Порт-Кавказе двигатель, винт с редуктором, заднюю стенку бронекапсулы. Плюс к ним остатки приборной панели с приборами, кусок крыла без обшивки, дутик и рукоятки управления

Загруженные файлы:
  • IMG-20190615-WA0002.jpg
  • IMG-20190615-WA0003.jpg
  • IMG-20190615-WA0006.jpg
  • IMG-20190615-WA0006.jpg
  • IMG-20190616-WA0000.jpg

Также нам были переданы экипажем остатки сиденья с привязной системой, парашют, остатки шлемофона и подшлемник пилота. Интересно, что шлемофон в клочья при этом подшлемник практически цел (если не считать маленького отверстия на правой стороне, возможно это причина гибели самолета - следствие ранения летчика)

Загруженные файлы:
  • IMG-20190615-WA0000.jpg
  • IMG-20190615-WA0005.jpg
  • IMG-20190616-WA0001.jpg

Остатки компаса, гироскоп, проводка радиооборудования, регулятор напряжения

Загруженные файлы:
  • IMG-20190616-WA0024.jpg
  • IMG-20190616-WA0023.jpg
  • IMG-20190616-WA0025.jpg
  • IMG-20190616-WA0022.jpg

При проведении поисковых работ на месте падения Пе-2 № 16/51 из состава 40 БАП ВВС ЧФ, экипаж Галкина-Джабадари, мы тоже рядом с воронкой нашли шлемофон лётчика, который был в клочья....

Однако Антон, проинспектировав находку, показал и доказал нам, что шлемофон был целый (!), однако нитки, которые соединяли его из частей в единое целое - сгнили, а кожа, из которой был сделан шлемофон, осталась.

Поэтому мы нашли неопределённый набор кожаных кусочков, который в собранном виде очень был даже ничего!

Не исключено, что и здесь та же история - сгнили нитки, шлемофон развалился, а подшлемник - цел!

Остатки командировочного удостоверения

Загруженные файлы:
  • командировочное.jpg

Письмо из дому

Загруженные файлы:
  • письмо.jpg

Формум поисковиков по авиации, карта мест падений самолетов

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Если Вы человек, поставьте галочку.
пишите ответ, не словами, 😜
captcha
Генерация пароля