Ил-2 № 1872832, 765 ШАП, мл. л-нт Кужелев В.И.
Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:05Давненько не брал я в руки клаву....
В понедельник, около 10 утра, мне позвонил директор Туапсинского музея обороны М.М.Баламатов и сообщил интересное известие: при проведении дноуглубительных работ в районе Порт-Кавказа земснарядом поднят со дна моря самолёт Ил-2 с останками лётчика. Продиктовал номер телефона капитана судна...
Сразу оговорюсь, капитаном з/с "Кадош", который поднял легендарный штурмовик со дна пролива оказался сын не менее легендарного краеведа и историка, известного по книге "История - это то, что было..." Эдуарда Ивановича Пятигорского - Константин. И если бы не это стечение обстоятельств, то может быть этого рассказа с фотографиями и не было бы совсем.
Связь была, скажем прямо, хреновая. Наверно с 30-го раза удалось созвониться, договорились на высылку в мой адрес по вацапу фотографий с обломками самолёта. Хотелось удостовериться, что тип самолёта установлен правильно и предложить свои услуги в поиске номера самолёта/мотора для дальнейшего установления личности пилота...
Минут через 40 с незнакомого телефона пришли 2 фото - 3-х лопастного винта с шевронной шестернёй и мотора АМ-38, лежащего на палубе судна. Тихое разочарование охватило меня при виде этих двух снимков.
Набрался наглости и затребовал чтобы прислали как можно больше фотографий всех обломков, иначе я не смогу показать те места, где можно было бы найти номер самолёта или мотора. А по ним уже и определить данные нашего лётчика.
Давненько не брал я в руки клаву....
В понедельник, около 10 утра, мне позвонил директор Туапсинского музея обороны М.М.Баламатов и сообщил интересное известие: при проведении дноуглубительных работ в районе Порт-Кавказа земснарядом поднят со дна моря самолёт Ил-2 с останками лётчика. Продиктовал номер телефона капитана судна...
Сразу оговорюсь, капитаном з/с "Кадош", который поднял легендарный штурмовик со дна пролива оказался сын не менее легендарного краеведа и историка, известного по книге "История - это то, что было..." Эдуарда Ивановича Пятигорского - Константин. И если бы не это стечение обстоятельств, то может быть этого рассказа с фотографиями и не было бы совсем.
Связь была, скажем прямо, хреновая. Наверно с 30-го раза удалось созвониться, договорились на высылку в мой адрес по вацапу фотографий с обломками самолёта. Хотелось удостовериться, что тип самолёта установлен правильно и предложить свои услуги в поиске номера самолёта/мотора для дальнейшего установления личности пилота...
Минут через 40 с незнакомого телефона пришли 2 фото - 3-х лопастного винта с шевронной шестернёй и мотора АМ-38, лежащего на палубе судна. Тихое разочарование охватило меня при виде этих двух снимков.
Набрался наглости и затребовал чтобы прислали как можно больше фотографий всех обломков, иначе я не смогу показать те места, где можно было бы найти номер самолёта или мотора. А по ним уже и определить данные нашего лётчика.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:12Потом фотографии посыпались, как из рога изобилия...Удалось созвониться и назвать по фотографиям обломков несколько мест, где можно было бы быстрее всего найти номера...
Но объём работы был коллосссальный!!!
Потом фотографии посыпались, как из рога изобилия...Удалось созвониться и назвать по фотографиям обломков несколько мест, где можно было бы быстрее всего найти номера...
Но объём работы был коллосссальный!!!
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:19Судя по фотографиям, подъём обломков был осуществлён ночью, и после обнаружения на борту среди обломков самолёта несколько РС-82 и ФАБ-50 работы остановили до утра.
Потом нашли останки пилота...
Судя по фотографиям, подъём обломков был осуществлён ночью, и после обнаружения на борту среди обломков самолёта несколько РС-82 и ФАБ-50 работы остановили до утра.
Потом нашли останки пилота...
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:30Пока искали номера и пересылали фотографии обломков перевалило за 12 часов дня. Прошло ещё около часа когда пришло всего одно фото - и это был номер мотора на ребре остатков редуктора Ш 293910.
Это уже был результат, с которым можно было докладывать наверх!
С таким известием сразу отзвонился Жеке, пришла пора подключать "тяжёлую артиллерию".
Одновременно полез в нашу базу самолётов, как это всегда бывает, номер нашёлся почти в конце списка...
Пока искали номера и пересылали фотографии обломков перевалило за 12 часов дня. Прошло ещё около часа когда пришло всего одно фото - и это был номер мотора на ребре остатков редуктора Ш 293910.
Это уже был результат, с которым можно было докладывать наверх!
С таким известием сразу отзвонился Жеке, пришла пора подключать "тяжёлую артиллерию".
Одновременно полез в нашу базу самолётов, как это всегда бывает, номер нашёлся почти в конце списка...
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:36"ШЭФФ", находясь на совещании ухитрился связаться с Борисом Давыдовым, выдал ему данные по самолёту и попросил помощи в установлении лётчика.
в 13.58 пришёл ответ: 13.03.1943 год, мл. л-нт Кужелев...
Прошло чуть больше 3-х часов от получения информации до установления фамилии погибшего лётчика!!!
Я был в шоке!
"ШЭФФ", находясь на совещании ухитрился связаться с Борисом Давыдовым, выдал ему данные по самолёту и попросил помощи в установлении лётчика.
в 13.58 пришёл ответ: 13.03.1943 год, мл. л-нт Кужелев...
Прошло чуть больше 3-х часов от получения информации до установления фамилии погибшего лётчика!!!
Я был в шоке!
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:40Чуть позже Жека прислал документ об обстоятельствах гибели младшего лейтенанта Кужелева В.И.
Чуть позже Жека прислал документ об обстоятельствах гибели младшего лейтенанта Кужелева В.И.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:42Ещё попозже нашли информацию о награждении Кужелева В.И. медалью "За отвагу" в январе 1943 года и орденом Боевого Красного Знамени 14 марта 1943 года. К сожалению, уже посмертно.
Ещё попозже нашли информацию о награждении Кужелева В.И. медалью "За отвагу" в январе 1943 года и орденом Боевого Красного Знамени 14 марта 1943 года. К сожалению, уже посмертно.
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:45Завтра ребята поедут в Порт-Кавказ, заберут обломки самолёта Ил-2 для музея в Анапе.
Вопрос о месте и дате захоронения лётчика 765 ШАПа мл. л-нта Кужелева В.И. решается.
Завтра ребята поедут в Порт-Кавказ, заберут обломки самолёта Ил-2 для музея в Анапе.
Вопрос о месте и дате захоронения лётчика 765 ШАПа мл. л-нта Кужелева В.И. решается.
Цитата: Алекс21 от 14.06.2019, 22:53Руководство нашей организации выразило благодарность экипажу земснаряда "Кадош".
От себя лично хочу поблагодарить ВСЕХ, принимавших участие в возвращении нашего лётчика из последнего полёта.
Один бы я ничего не смог сделать - только вместе, сообща, мы можем решать такие вопросы истории!
Руководство нашей организации выразило благодарность экипажу земснаряда "Кадош".
От себя лично хочу поблагодарить ВСЕХ, принимавших участие в возвращении нашего лётчика из последнего полёта.
Один бы я ничего не смог сделать - только вместе, сообща, мы можем решать такие вопросы истории!
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 16.06.2019, 08:08Вчера забрали в Порт-Кавказе двигатель, винт с редуктором, заднюю стенку бронекапсулы. Плюс к ним остатки приборной панели с приборами, кусок крыла без обшивки, дутик и рукоятки управления
Вчера забрали в Порт-Кавказе двигатель, винт с редуктором, заднюю стенку бронекапсулы. Плюс к ним остатки приборной панели с приборами, кусок крыла без обшивки, дутик и рукоятки управления
Загруженные файлы:Цитата: Синд от 16.06.2019, 08:11Также нам были переданы экипажем остатки сиденья с привязной системой, парашют, остатки шлемофона и подшлемник пилота. Интересно, что шлемофон в клочья при этом подшлемник практически цел (если не считать маленького отверстия на правой стороне, возможно это причина гибели самолета - следствие ранения летчика)
Также нам были переданы экипажем остатки сиденья с привязной системой, парашют, остатки шлемофона и подшлемник пилота. Интересно, что шлемофон в клочья при этом подшлемник практически цел (если не считать маленького отверстия на правой стороне, возможно это причина гибели самолета - следствие ранения летчика)
Загруженные файлы:Цитата: Алекс21 от 16.06.2019, 17:44При проведении поисковых работ на месте падения Пе-2 № 16/51 из состава 40 БАП ВВС ЧФ, экипаж Галкина-Джабадари, мы тоже рядом с воронкой нашли шлемофон лётчика, который был в клочья....
Однако Антон, проинспектировав находку, показал и доказал нам, что шлемофон был целый (!), однако нитки, которые соединяли его из частей в единое целое - сгнили, а кожа, из которой был сделан шлемофон, осталась.
Поэтому мы нашли неопределённый набор кожаных кусочков, который в собранном виде очень был даже ничего!
Не исключено, что и здесь та же история - сгнили нитки, шлемофон развалился, а подшлемник - цел!
При проведении поисковых работ на месте падения Пе-2 № 16/51 из состава 40 БАП ВВС ЧФ, экипаж Галкина-Джабадари, мы тоже рядом с воронкой нашли шлемофон лётчика, который был в клочья....
Однако Антон, проинспектировав находку, показал и доказал нам, что шлемофон был целый (!), однако нитки, которые соединяли его из частей в единое целое - сгнили, а кожа, из которой был сделан шлемофон, осталась.
Поэтому мы нашли неопределённый набор кожаных кусочков, который в собранном виде очень был даже ничего!
Не исключено, что и здесь та же история - сгнили нитки, шлемофон развалился, а подшлемник - цел!